Экономическая конкуренция выполняет ряд важных регулирующих функций и обеспечивает развитие рынка, а потому имеет особую государственную поддержку.
Положения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, дают определение из которого вытекает характеристика недобросовестной конкуренции в целом:
1) она ориентирована на получение конкурентных преимуществ на соответствующем товарном рынке; эта характеристика ограничивает ряд действий, которые могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция. Действия, невыгодные для конкурентов, не могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция.
2) противоречит законодательству Российской Федерации, обычной и обычной деловой практике, требованиям порядочности, разумности и справедливости; Эта характеристика противоречия недобросовестной конкуренции законодательству Российской Федерации фактически делает незаконную и недобросовестную конкуренцию сходными. Определенные некорректные проявления конкуренции, которые не отвечают всем критериям недобросовестной конкуренции, признанным законом, и ее недобросовестность не должны рассматриваться как тождественные понятия. Согласно части 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ обычаями делового оборота признаются правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в определенной сфере предпринимательской деятельности и не предусмотренные законодательством, независимо от того, закреплены они в каком-либо документе или нет.
3) наносит или может нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам-конкурентам; Причинение вреда не является существенным критерием для установления факта недобросовестной конкуренции. Судебные органы обоснованно исходят из этого факта при наличии достаточных доказательств возможности причинения ущерба (постановление Приволжского окружного Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2009 № А06-6373/2008). 4) наносит или может нанести вред репутации других хозяйствующих субъектов-конкурентов; Подробный перечень форм недобросовестной конкуренции содержится в типовом законе для развивающихся стран “о товарных знаках, фирменных наименованиях и недобросовестной конкуренции” (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 № 17 528/11.), разработанная Всемирной организацией интеллектуальной собственности в 1967 г.: подкуп клиентов конкурента с целью привлечения их в качестве клиентов; шпионаж или подкуп сотрудников конкурента с целью выявления промышленной или коммерческой тайны; несанкционированное использование или разглашение ноу-хау конкурента.; мотивация работника конкурента к нарушению или разрыву его контрактов с работодателем и т.д.
Что касаемо некоторых видов юридической ответственности:
-Административная. Часть. 2, ст. 14.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, то есть введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, услуг.
-Уголовная. Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или аналогичных обозначений для однородных товаров, а также незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или аналогичных обозначений для однородных товаров, если эти деяния были совершены неоднократно или причинили значительный ущерб, превышающий один миллион пятьсот тысяч рублей, влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 180 УК РФ.
-Гражданско-правовая ответственность. Возникает, когда хозяйствующему субъекту причинен вред в результате нарушения антимонопольного законодательства. Затем, в соответствии с частью. 3 ст. 37 Закона О защите конкуренции лицо, права и интересы которого нарушены, должно в установленном порядке обратиться с иском в Арбитражный суд.
Таким образом, можно сказать, недобросовестная конкуренция создает угрозу как репутации добросовестных организаций, так и их деятельности в целом. Недобросовестная конкуренция остается весьма распространенным явлением, и как следствие, распространенным нарушением антимонопольного законодательства.
Список Литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 26.01.2020)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 26.01.2020)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 26.01.2020)
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-zawite-konkurencii/ (дата обращения: 26.01.2020)
- Малеин, Н.С. Юридическая ответственность и справедливость : монография / Н.С. Малеин. — М. : Манускрипт, 1992. — 204 с.
- Тотьев, К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий) [Текст] : учебник / К.Ю. Тотьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РДЛ, 2003. — 477 с.