В последнее время в России наблюдается рост внутреннего туризма, связанный с геополитическими изменениями, ростом курса иностранных валют по отношению к российскому рублю и другими факторами. Сложившаяся ситуация в мировой экономике подтолкнула к повышению спроса россиян на отдых в ранее не известных отдалённых районах страны. Как правило, это северные регионы России, которые начали предлагать эксклюзивные туристские маршруты, которые даже при своей дороговизне стали привлекательными в сложившихся условиях развития глобального туристского рынка.
Арктическое побережье Республики Саха (Якутия) имеет особое природное, климатическое, историческое, культурное и экономическое значение. При рассмотрении особенностей социально-экономического развития арктических районов Якутии наблюдается достаточно сильная дифференциация между районами. Арктические районы – Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Нижнеколымский, Усть-Янский – являются основным районом оленеводства, охотничьего промысла, клеточного звероводства и рыбного промысла. То есть для данных районов характерно выборочное вовлечение в эксплуатацию природных ресурсов, очаговое размещение производства, наличие существенных диспропорций в экономике, снижающих эффективность производства. Например, в Аллаиховском и Нижнеколымском районах преобладает традиционное природопользование (оленеводство и рыболовство), полностью отсутствует производство [3].
Одним из современных подходов к развитию арктических районов Якутии является эффективное использование туристского потенциала. Это территории с особыми природно-климатическими и туристско-рекреационными ресурсами [2]. В каждом случае, когда речь идет о развитии туристической сферы на самобытных территориях, отличающихся особыми природными условиями и традиционным бытом малочисленных народов – коренных жителей данных территорий, мы наблюдаем необходимость в согласовании множества условий. С одной стороны – необходимо обеспечить сохранность культуры и традиций коренных жителей, исключить моменты возможного притеснения или нанесения ущерба привычному жизненному укладу, а также природным ресурсам и экологии. С другой стороны – необходимо способствовать развитию социальной, транспортной, коммуникационной и информационной инфраструктур. Рассмотреть возможности позитивного социально-экономического развития территории. Все приведенные действия должны быть реализованы строго в рамках правового поля.
Данные обстоятельств обуславливают необходимость правового регулирования сферы туризма на территории республики Саха (Якутия), что предполагает создание новых актуальных и адекватных нормативно-правовых актов, совершенствование уже существующей системы правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, согласование нормативно-правовой базы со стратегиями программами развития туризма на рассматриваемой территории.
Развитие туризма в арктических районах Якутии может способствовать «легализации» существующего неформального туристского рынка посредством развития местного самоуправления, государственной поддержки и единой координационной политики управления туризмом, основанной на единой нормативно-правовой базе.
Согласно Указу Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» выделены особенности Арктической зона, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, данные особенности также обуславливают рамки и формы нормативно-правового регулирования. К таким особенностям относят среди прочих экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры; высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации; климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды и т.д. [1].
Совершенствование системы правового регулирования туризма в республике Саха (Якутия) также обусловлена и теми обстоятельствами, что вероятность наступления в результате антропогенного воздействия в Арктической зоне событий, имеющих неблагоприятные экологические последствия, создает глобальные риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности Российской Федерации и мира в целом; на территории республики Саха (Якутия) проживают малочисленные народы, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения; а также располагаются объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
Среди проблем правового регулирования туризма на территории республики Саха (Якутия) можно выделить такие как дефицит квалифицированного кадрового ресурса в сферах государственного и муниципального управления, туризма, обусловленный отставанием сроков развития инфраструктуры региона, а также низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и недостаточностью конкуренции в телекоммуникационной сфере, и как следствие отсутствием должной нормативно-правовой базы по указанным позициям; несоответствие темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры и системы общественной безопасности темпам роста хозяйственной деятельности в Арктической зоне; рост конфликтного потенциала в Арктике, требующий постоянного повышения боевых возможностей группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне, что также затрудняет создание устойчивого правового фундамента туристической сферы в данном регионе.
На наш взгляд, выполнение основных задач в сфере нормативно-правового развития Арктической зоны обеспечивается путем внедрения в Арктической зоне республики Саха (Якутия) специального правового режима, предусматривающего правовую защиту арктической территории и правовые условия для развития туризма, способствующего в том числе и социально-экономическому развитию территории.
Список использованной литературы
- Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» // Электронный ресурс – Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (последняя дата обращения: 10.05.2021)
- Тотонова Е.Е., Слепцов С.С. Арктические районы Республики Саха (Якутия) и возможности адаптации к рынку // Концепт. – 2014. – № 09 (сентябрь). – ART 14249. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14249.htm.
- Тотонова Е.Е., Слепцов С.С. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия) // Экономика и управление. 2014. №2(100). С. 19-23.