Административно-правовые меры противодействия коррупции в системе государственной службы

25 июня 6:07

Данная проблематика является актуальной на протяжении всего развития Российского государства. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.[, ст.1]

Для целей настоящего Федерального закона понятие коррупция понимается как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [ст.1]

Исходя, из данного определения можно сделать вывод, что в Федеральном законе данное определение состоит лишь из перечисления посягательств, составляющих суть должностных преступлений, подменяющих понятие коррупции. Также можно заметить, что в данном понятии отсутствуют такие пункты как нецелевое расходование бюджетных средств и превышение должностных полномочий. И это наводит на мысль, что в данном законе нет четкого представления о возможных формах проявления и разновидности коррупции , а также о механизмах борьбы с ней.

 

Согласно Федеральному закону №58 «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба понимается, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (по обеспечению исполнения полномочий: федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности.

В настоящее время правовую базу антикоррупционной политики Российской Федерации составляет: Конституция РФ, ФЗ от 25 декабря 2008 года

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», КоАП РФ, УК РФ, ФЗ от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иные нормативные правовые акты.

Среди основных принципов противодействия коррупции Федеральный закон «О противодействии коррупции» в ст.3 устанавливает следующие принципы:

  1. признание, защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. гласность деятельности государственных органов;
  4. неотвратимость наказания     за     совершение     коррупционных правонарушений;
  5. сотрудничество государства с институтами гражданского общества.

Для борьбы с коррупцией необходимо создавать в нашем обществе такое мировоззрение, которое бы вызвало нетерпимость к коррупционному поведению. Одним из элементов по профилактике коррупции является применение поощрения к государственным служащим, за продуктивное и своевременное

исполнение своих должностных полномочий, которое будет учитываться при дальнейшем продвижении по службе.

Также важной мерой по борьбе с коррупцией является запрет на создание счетов и вкладов в зарубежных банках, для того чтобы можно было проследить соответствующим органам за расходами и доходами государственных служащих, в противном случае в следствие несоблюдения данного запрета, государственный служащий может быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с утратой доверия. Перечень лиц, которые должны предоставлять данные сведения устанавливаются актами Президента РФ.

Таким образом, административно-правовые средства по противодействию коррупции в системе государственной службы многообразны и в той или иной степени способствуют профилактике и пресечению коррупционных правонарушений. Законодателю следует развивать комплекс административно- правовых антикоррупционных мер и, безусловно, учитывать практику зарубежных стран по борьбе с коррупцией, для создания эффективной модели государственного управления в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия Правительства и Парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4.
  2. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство Российской Федерации в системе законодательной деятельности (сравнительно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9.
  3. Конджакулян К.М. Юридическое лицо и вина: вопросы соотношении практики и теории через призму ответственности // Российская юстиция. № 11. 2017.
  4. Конджакулян К.М. Белова Е.С. Институт обращения граждан как элемент государственного управления // Закон и право. № 11. 2017.
  5. Конджакулян К.М. Иные обстоятельства как метод освобождения от административной ответственности: вопросы теории и практики // Вестник Московской академии следственного комитета Российской Федерации. № 3. 2017.
  6. Конджакулян К.М., Цой С.В. Особенности государственного управления в сфере природных ресурсов и экологии Российской Федерации // Государственная служба и кадры. № 12. 2017.
  7. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
  8. Конджакулян К.М. Некоторые кадровые полномочия Президентов Российской Федерации и Республики Армения в механизме государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.
  9. Конджакулян К.М. Некоторые кадровые полномочия Президентов Российской Федерации и Республики Армения в механизме государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.
  10. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  11. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2016
  12. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015
  13. Конджакулян К. М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  14. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право, № 10, 2010.
  15. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.
  16. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 8.