Статья является актуальной на сегодняшний день, поскольку военная реформа занимает важное место в системе проводимых в нашем обществе административных преобразований. Актуальность статьи обуславливается тем, что административная ответственность военнослужащих — это особый вид ответственности, так как они обладают специфическим статусом. Специфика административной ответственности военнослужащих определяется на сегодняшний день тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.
Военнослужащий — это лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, так как решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста, за исключением категории несовершеннолетних военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, куда имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 лет.
К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.
Исследование особенностей порядка привлечения военнослужащих к административной ответственности за совершение административных правонарушений, то есть ответственности на общих основаниях, целесообразно связать с рассмотрением субъектов, уполномоченных осуществлять производство, и стадий, отражающих последовательность развертывания процессуальных действий.
По объему функциональной компетенции субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, можно выделить следующие группы субъектов:
- уполномоченные только возбуждать дела об административных правонарушениях;
- уполномоченные осуществлять непосредственно административно-юрисдикционные функции;
- наделенные полномочиями осуществлять процессуальные действия на всех стадиях производства.
Деятельность первой группы субъектов связана с совершением комплекса процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения правонарушения, производится его фиксация в протоколе, определяются круг доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения его по существу. Фактически к данным субъектам правоприменения относятся должностные лица, уполномоченные только составлять протоколы об административных правонарушениях. К органам, осуществляющим административно-юрисдикционные функции, относятся судьи военных судов. К третьей группе относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) — это начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместители, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции и т. д.
Еще одним важным участником производства по делам об административных правонарушениях может быть военная прокуратура, являющаяся составной частью прокуратуры Российской Федерации и действующая в соответствии с общими принципами организации и деятельности прокуратуры. Вместе с тем ее работе присущи определенные особенности, обусловленные принципами военного строительства: централизацией, единоначалием, воинской дисциплиной, организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Особенности функциональной компетенции органов военной прокуратуры в исследуемом производстве определяются КоАП РФ и проявляются в следующем: во-первых, военные прокуроры вправе своим постановлением возбуждать дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими; во-вторых, они вправе участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; в-третьих, они приносят протесты на не вступившие в законную силу постановления; в-четвертых, военные прокуроры вправе опротестовывать последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на указанные постановления.
Административная ответственность для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, на общих основаниях наступает лишь за административные правонарушения, прямо указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Эти нарушения перечислены в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ. К ним относятся:
— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (статьи 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56, в основном касающиеся нарушения прав граждан при подготовке и проведении выборов и референдумов);
— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— административные правонарушения в области охраны собственности;
— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
— нарушение требований пожарной безопасности, а также правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статьи 11.16 и 20.4 – в части нарушения правил (требований) пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
— административные правонарушения в области дорожного движения;
— административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
— отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (статья 14.9, часть 3 статьи 14.32, касающиеся установления ограничения конкуренции);
— ряд административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти;
— некоторые административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
— административные правонарушения против порядка управления;
-неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (часть 1 статьи 20.25).
Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания, рассматриваются в пределах компетенции судов и иных уполномоченных на это органов, установленной главой 23 КоАП РФ.
При этом, когда КоАП РФ предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются военными судами согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 21.02.2019) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»
- “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 №195-ФЗ, Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.
- Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1.
- Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
- Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.