Проблемы ужесточения ответственности за экологические преступления в России на современном этапе

9 сентября 6:33

Охрана окружающей среды является одним из важнейших аспектов деятельности государства. В Экологической доктрине Российской Федерации, которая была принята распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года №1225-р [8] указывается о том, что экологический кризис, который разразился в мире, представляет собой серьезную угрозу для существования всего человечества. Ухудшение экологической обстановки ведет к созданию неблагоприятной среды для обитания не только животных, но и человека. Неблагоприятная экологическая ситуация оказывает серьезное негативное воздействие на социальные процессы в России. Борьба с негативными экологическими явлениями невозможна без участия людей.

Одним из серьезнейших преступлений в экологической сфере выступает незаконная охота. Данные статистики подтверждают, что в 2019 году за незаконную охоту к уголовной ответственности было привлечено в общей сложности 338 человек [3]. Однако, незаконная охота часто носит латентный характер и лишь малая доля выявленных преступлений свидетельствует о масштабах этого преступлений [4, c. 83]. 

Анализ санкции статьи 258 УК РФ показывает, что по части 1 лишение свободы за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации составляет 2 года. Мы считаем, что максимальный срок лишения свободы за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации должен быть повышен до 5-ти лет, а по части 2 статьи 258 УК РФ – до 8-ми лет. Ужесточение уголовной ответственности является действенным механизмом в борьбе с незаконной охотой.

Ужесточение уголовной ответственности за экологические преступления необходимо также и в связи с разливом 29 мая 2020 года в Норильске дизельного топлива из резервуара на территории ТЭЦ-3. Всего было разлито около  21 тыс. тонны дизельного топлива. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. тонн попало в грунт, еще 15 тыс. тонн дизельного топлива – в воду [6].

Начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев отметил, что размер дизельного пятна в водных ресурсах – 1 км. на 150 м. По данным Горлаева в реки попало около 18 тыс. т дизеля [7].

Все вышеуказанное свидетельствует о серьезном масштабе происшествия. Более того, Президент РФ В.В. Путин объявил чрезвычайное положение в Норильске [1].

Оценивая возможные последствия от экологической катастрофы в Норильске Greenpeace отмечает, что сопоставимая по масштабам авария произошла 30 лет назад у берегов Аляски (авария танкера Exxon Valdez), её последствия можно до сих пор наблюдать. Авария стоила компании-виновнику более 6 миллиардов долларов, такова была стоимость нанесённого ущерба и работ по ликвидации последствий аварии [2].

Как видим, Greenpeace считает, что ущерб окружающей среде в результате аварии на ТЭЦ в Норильске примерно равняется 9 миллиардам долларов США, что, несомненно, является огромной суммой.

Greenpeace отмечает, что розлив дизельного топлива угрожает особо охраняемой природной территории Путоранский государственный природный заповедник [2].

Генпрокуратура сообщила о возбуждении трех уголовных дел – из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 254 УК РФ (порча земли), ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), ст. 250 УК РФ (загрязнение вод). В рамках расследования в качестве подозреваемого задержан начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» [5].

Анализ санкций вышеуказанных статей показывает, что максимальный размер лишения свободы по статье 246 УК РФ составляет 5-ть нет; по части 1 статьи 254 УК РФ – лишение свободы не предусмотрено; по части 1 статьи 250 УК РФ – лишение свободы не предусмотрено. Что мы видим? За экологическую катастрофу, который окажет влияние на всю Арктику, виновное лицо может понести максимальную ответственность в виде лишения свободы на срок до 5-ти лет. Как видим, размер наказания не соответствует ущербу. Исправление ситуации мы видим в ужесточении санкции статьи 246 УК РФ.

Мы считаем, что санкции статьи 246 УК РФ должна быть изложена в новой редакции: «наказывается штрафом в размере до десяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Из предложенного видно ужесточение наказания в виде лишения свободы до десяти лет, а также увеличение штрафа до 10-ти млн. руб.

Санкции части 1 статьи 250 УК РФ, а также части 1 статьи 254 УК РФ также должны быть ужесточены путем указания на лишение свободы до 5-ти лет.

 

Список литературы

 

  1. В Норильске введен режим чрезвычайной ситуации после разлива дизельного топлива. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2020-06-03/387032-v_norilske_vveden_rezhim_chrezvychaynoy_situatsii_posle_razliva_dizelnogo_topliva (дата обращения 01.06.2020).
  2. До и после: авария на Таймыре в космоснимках. Режим доступа: https://greenpeace.ru/news/2020/06/02/do-i-posle-avarija-na-tajmyre-v-kosmosnimkah/ (дата обращения 01.06.2020).
  3. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения 01.06.2020).
  4. Пайо Д.И. Ужесточение уголовной ответственности за незаконную охоту через призму принципа целесообразности юридической ответственности // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. – 2019. – №2. – С. 80-86.
  5. По поручению Президента Российской Федерации Генпрокуратура России держит под особым контролем ситуацию с разливом нефтепродуктов в Норильске. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1856044/ (дата обращения 01.06.2020).
  6. Росприроднадзор: ПДК вредных веществ в воде в Норильске превышена в десятки тысяч раз. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8639099 (дата обращения 01.06.2020).
  7. ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/04/06/2020/5ed7b3a19a79470f8a58995b (дата обращения 01.06.2020).
  8. Экологическая доктрина Российской Федерации, принятая распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №36. – Ст. 3510.