Малое и среднее предпринимательство обеспечивает население рабочими местами, дает существенный вклад в ВВП и ВРП, позволяет удовлетворять потребности населения в товарах и услугах и т.д. На сегодняшний день в России сфера предпринимательской деятельности активно развивается, но ее регулирование в Российской Федерации несовершенно.
Государство создает базовые условия для организации предпринимательской деятельности, стимулируя и поддерживая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование деятельности субъектов малого бизнеса осуществляется на основе нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы его деятельности. Данная база представляет собой систему различных взаимосвязанных документов, направленных на решение одной из задач государственной власти – развитие экономики страны и регионов.
Любая предпринимательская деятельность должна проходить регистрацию в государственных органах, иначе является незаконной. Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. С предпринимателями в отношения, которые регулируются гражданским законодательством, на равных помимо граждан и юридических лиц могут вступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Законодательная база в рассматриваемой сфере формируется по принципу объединения норм, которые закреплены в различных по своей правовой природе нормативных актах, но образующих в итоге единое целое[1] [1]
Базовые положения содержатся в Конституции РФ. В ней прописаны гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения, как денежных масс и товаров, так и услуг, свободы экономической деятельности, свободного использования имущества для любых ее видов, в том числе и предпринимательства.
Важное место занимает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в нем обозначены цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, виды поддержки (информационная, финансовая, консультационная и т.д.) и другие важные моменты. Также существенными документами являются ГК РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ.
К числу Федеральных законов относятся:
- Федеральные законы, которые устанавливают основные принципы организации и осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» и др.);
- Федеральные законы, которые определяют основные исходные положения рыночной экономики (ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»; ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» и др.);
- Федеральные законы, которые устанавливают правовое положение хозяйствующих субъектов (ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах; ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.); 4. федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ от 29 ноября 2001 года «Об инвестиционных фондах»; ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» и др.).
Нормативно-правовая база регионального и муниципального уровня также занимает свое особое место. На практике федеральные законы при переносе на субъектовый уровень часто подвергаются лишь минимальной корректировке. А это говорит о том, что учет индивидуальных особенностей территории производится не в достаточной мере, не берутся в расчет характеристики сферы предпринимательства конкретного региона. Реализация программ и проектов на местах при таких условиях не имеет должной эффективности и успеха.
По мнению некоторых ученых, в России по сравнению с зарубежными странами правовая база довольно хаотична[2] [1]. Поэтому необходимость совершенствования законодательства предельно ясна. Например, существуют проблемы в сфере налогообложения предпринимательства. В настоящий момент для осуществления оплаты налогов предприниматель должен обладать базой знаний по налогообложению или вынужден обращаться за бухгалтерскими услугам, что порой значительно бьет по бюджету предпринимателя.
Тем не менее можно сказать, в стране действует достаточно обширная правовая база, регламентирующая правовую поддержку деятельности малых и средних предприятий.
Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется всесторонне: происходит проверка качества продукции, внедряются стандарты качества, устанавливаются налоги, в случае возникновения финансовых трудностей предпринимателям предоставляются субсидии и займы, льготы; создаются условия для свободной конкуренции; защищаются права предпринимателей.
Поддержка осуществляется как прямыми методами, так и косвенными, в том числе путем создания благоприятной правовой среды, снижения административной нагрузки. Господдержка действуют строго в рамках закона и направлены исключительно на повышение эффективности экономической политики в нашей стране[3] [2].
Сфера нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности требует пристального внимания со стороны государства. Меры совершенствования в этой области способствуют развитию предпринимательства в Российской Федерации, социально-экономическому благополучию.
Используемые источники
- Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2018
- Карпова А. А. Актуальные и основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности //Проблемы науки. – 2019. – №. 3 (39).
- Binshtok, F. I. Gosudarstvennoe regulirovanie predprinimatel’skoj dejatel’nosti: uchebnoe posobie. — Moskva: INFRA-M, 2018
- Karpova A. A. Aktual’nye i osnovnye aspekty pravovogo regulirovanija predprinimatel’skoj dejatel’nosti //Problemy nauki. – 2019. – №. 3 (39).
[1]Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2018
[2] Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2018
[3]Карпова А. А. Актуальные и основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности //Проблемы науки. – 2019. – №. 3 (39).