К вопросу о конфликте интересов в рамках государственной и муниципальной службы

13 декабря 8:15

Конфликт интересов представляет собой такую ситуацию, при которой линия заинтересованность должностного лица влияет или в теории может повлиять на корректность и объективность тех обязанностей, которые он должен исполнять[1]. При этом, лица, занимающие посты в государственных или муниципальных органах власти отвечают за социально-политические, организационные и иные функции, посредством осуществления которых в обществе устанавливается порядок и безопасность. Данное понятие регламентируется ФЗ «О противодействии коррупции», в указанном нормативно-правовом акте законодатель постарался предусмотреть все существующие признаки и характерные черты такого понятия как конфликт интересов[2].

Особую актуальность данный вопрос приобрел ввиду того, что личная заинтересованность как государственного, так и муниципального служащего может напрямую отражаться на эффективности их профессиональной деятельности, тем более в тех случаях когда такое лицо расставляет приоритеты в пользу своих личных, не связанных со службой, интересов. Ранее мы затронули закон о противодействии коррупции, так как он имеет прямое отношение к рассматриваемой теме. Ввиду того что правосознание должностного лица может помутится предложением в получении взятки, а это в свою очередь ведет к развитию такого общественно опасного и негативного явления как коррупции, которая как раз таки является предметом упомянутого нормативно-правового акта.

Многие правоведы сходятся во мнении о том, что определение  «конфликт интересов» включает в себя достаточно обширный пласт общественных отношений и взаимодействий между теми или иными субъектами этих отношений[3]. Так, в него могут входить установление причинно-следственной связи возникновений данного вида преступности, предупреждение возникновения подобных деяний и профилактика особых мер, посредством которых становится возможным предотвращение подобных инцидентов в будущем.

Стоит отметить, что применение особых мер по предотвращению конфликта интересов является обязательным не только для государственных служащих или же муниципальных служащих, но и для лиц, которые могут работать, например, в государственных корпорациях, таких как «Росатом». К представленной когорте работников также можно причислить сотрудников Банка России, Пенсионного фонда РФ, Фонд Социального Страхования РФ и другие организации, а также государственные бюджетные и внебюджетные фонды. 

Что касается санкции, которая последует за не исполнение обязанности, заключающейся в принятии мер по недопущению конфликта интересов, то она заключается в увольнении, в установленном законом порядке. Подобного вида наказание является весьма объективным и закономерным, так как дисциплинарные проступки оказывают отрицательное воздействие не только на деятельность конкретного государственного или муниципального органа, а на всю службу в целом, вне зависимости от ее уровня. Ровно такого же мнения придерживается и некоторые административисты.

Как правило, основная законодательная база темы, представленной в настоящей статье, представлена в виде Конституции РФ, упомянутого нами ранее ФЗ «О противодействии коррупции», приказов президента, а также ряда различных муниципальных правовых актов. Так, за относительно недолгое существование закона о противодействии коррупции, результаты его действия обретают все большую огласку[4].

К примеру, в связи с утратой доверия был снят с поста главы Кировской области Никита Белых. Основанием послужило получение взятки губернатором в особо крупном размере (равном 100 тыс. евро)[5]. В связи с чем у данного должностного лица возник конфликт интересов, суть которого заключалась в преобладании личных корыстных мотивов над профессиональной деятельностью, возложенной на него законом.

Актуальным также является пример в привлечении к ответственности ныне бывших сотрудников правоохранительных органов в г. Краснодар. Так, Октябрьский районный суд Краснодара вынес приговор, в котором один сотрудник полиции обвинялся в получении крупной взятки, второй — в даче крупной взятки, а третий в мелком взяточничестве. Указанные лица помимо основного наказания также лишились права занимать государственные должности на конкретно-определенный срок[6].

Таким образом, можно сказать о том, что конфликт интересов представляет собой весьма серьезную угрозу для обеспечения общественной безопасности и даже защиты основ конституционного строя. По-нашему мнению, законодателю необходимо заняться основательной проработкой способов, направленных на предотвращение взяточничества, так называемого «кумовства» и иных должностных преступлений. В качестве одно из действенных способов по борьбе с конфликтом интересов можно назвать обязательное декларирование доходов государственного или муниципального служащего. Опять же, по-нашему мнению, необходимо лишь ввести независимый и компетентный орган, основной задачей которого бы являлось осуществления надзора за финансовой активностью данных лиц. Так, с помощью использования данного способа и иных подобных ему мер государственного воздействия, появится возможность искоренить таке социально-негативное явление как конфликт интересов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика : учебное пособие. — М.: ИНФРА- М, 2011, с. 36.
  2. Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, с. 6.
  3. Павлов Н.В., Свиренкова Д.А. «Проблемы эффективности применения административной ответственности» В сборнике: Эксплуатация автотракторной и сельскохозяйственной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. С.82-85. // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).
  4. Павлов Н.В., Жеребцов А.Н. «Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики» Lex russia (Русский закон). 2019. №3 (148). С. 34-44 // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).
  5. Павлов Н.В., Тараненко Д.В. «Роль государственного управления в сельском хозяйстве Российской Федерации» Журнал: Colloquium-journal. 2019. № 22-8 (46). С. 55-56. // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).
  6. Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление: учебно практическое пособие. — М. : Альфа Пресс, 2008, с. 142.
  7. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2009, № 4.
  8. Слюсаренко Т.В. Урегулирование конфликта интересов в системе муниципальной службы // http://vestnik.uapa.ru/ru -ru/issue/2009/04/05
  9. Дедов Д.И. Конфликт интересов. — М.: Волтерс Клувер, 2004.
  10. Григорьев И.В., Осинцев, Д.В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Российский юридический журнал. — 2012. — № 6. — С.214- 216.
  11. Изолитов, А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и противодействие коррупции: монография. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013.

 

[1] Павлов Н.В., Жеребцов А.Н. «Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики» Lex russia (Русский закон). 2019. №3 (148). С. 34-44 // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).

[2] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

[3] Павлов Н.В., Свиренкова Д.А. «Проблемы эффективности применения административной ответственности» В сборнике: Эксплуатация автотракторной и сельскохозяйственной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. С.82-85. // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).

[4] Павлов Н.В., Тараненко Д.В. «Роль государственного управления в сельском хозяйстве Российской Федерации» Журнал: Colloquium-journal. 2019. № 22-8 (46). С. 55-56. // Режим доступа: https://elibrary.ru (Дата обращения: 17.12.2019).

[5] Прокуратурой реализованы полномочия по нарушениям, влекущим увольнение в связи с утратой доверия // Официальный сайт Прокуратуры Нижегородской http://proc-nn.ru

[6] Приговор Октябрьского районного суда г. Краснодара No1-325/2018 от 27.11.2018 г. // Судебные и нормативные акты РФ. // Режим доступа: http://sudact.ru. (Дата обращения: 17.12.2-19).