БУЛЛИНГ, КИБЕРБУЛЛИНГ И ДРУГИЕ ФОРМЫ НАСИЛИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ

25 марта 11:26

Школа — зеркало социальной жизни. Острое течение любой «болезни» общества можно диагностировать, едва переступив школьный порог. Межнациональные конфликты, имущественное расслоение, недостаточное внимание родителей, ослабление нравственных основ — всё это и многое другое легко увидеть на примере любого школьного класса как относительно устойчивой замкнутой группы.

Проблема социального насилия в школьной среде, а также причины и факторы риска социального насилия и буллинга, как его формы, рассматриваются в исследованиях И.А. Баевой[1], В.И. Екимовой[2], Д.А. Ершова[3], Р.Б. Иванченко[4], В.Р. Петросянц[5], Г.С. Табатадзе[6].

Буллинг может проявляться как в физической, так и в психологической форме. В качестве способов его осуществления можно назвать: вымогательство, физическое и психологическое унижение чести и достоинства личности, издевательства в различных его проявлениях, протесты и полное игнорирование, порча имущества и др.

Кроме того, буллинг проявляется в виде систематических насмешек, основанные на национальности или внешних данных ребенка и т.д. В качестве проявлений разных форм издевательств специалисты называют оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и ее деятельности.

В отличие от единоличного, групповое насилие, связанное с определенным социальным и возрастным статусом, которое обозначается словом хейзинг как форма ритуала «прописки», носит качественно иной характер: здесь выделяются силовая суета, розыгрыши и грубые шутки, часто с использованием унизительных или причиняющих физическую боль испытаний. Выделяется также физический (телесный) и умственный (символический) хейзинг.

Культурно-историческое хейзинг является своего рода современным эквивалентом древних обрядов прохождения и посвящения, связанных с присоединением к закрытому мужскому обществу, будь то примитивный возрастной класс, студенческое братство или спортивная команда, а также шутливыми отношениями, принятыми в молодежной среде. Хотя данное понятие появилось относительно недавно, само явление, сочетающее легализованную форму группового насилия и способ установления внутригрупповой иерархии, достаточно старое. Он существует во многих школах-интернатах, спортивных обществах и военных организациях.

Во многих странах Западной Европы хейзинг законодательно запрещен, прежде всего в армии как дедовщина. Очень часто за дедовщиной скрывается эксплуатация и вымогательство, осуществляемая индивидуально и групповым способом. они вынуждены работать в полном объеме. унизительный ритуал инициации. Тем не менее, в криминальной среде и во многих довольно процветающих школах, колледжах и спортивных обществах на Западе сохраняется хейзинг, с целью вступления к новым ученикам через унизительный ритуал посвящения. Существует широко распространенная международная кампания против хейзинга с несколькими веб-сайтами, посвященными ему в Интернете, которые ссылаются на сотни вопиющих фактов насилия и злоупотребления властью.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению такой сложной формы насилия в детской среде, как кибербуллинг. Кибербуллинг — это новейшая форма школьного насилия, то есть буллинга (издевательства) с использованием электронных средств связи: компьютера, мобильного телефона, Интернета и т.д., которое повторяется неоднократно. Поскольку многие компьютерные мониторы имеют видеокамеры, дети-хулиганы «для удовольствия» скачать картинки и видео детей с их компьютеров без их ведома, а затем использовать их в своих целях, даже для изготовления порнографической продукции с помощью Photoshop. Это также могут быть регулярные оскорбительные высказывания в адрес жертвы (множество SMS-сообщений, постоянные звонки).

В последнее десятилетие обеспечение безопасного и здорового детства стало одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделять таким антиобщественным действиям, как запугивание, травля ребенка одноклассниками, распространение ложной, клеветнической информации о ребенке в социальных сетях, которая часто воспринимается как норма не только детьми, совершающими противоправные действия, но и жертвами такого поведения[7].

Необходимо закрепить юридическое определение буллинга, поскольку его отсутствие затрудняет выполнение задач, поставленных для предотвращения насилия в школе, а также запрета издевательств в УК РФ. Однако в соответствии со ст. 20 УК РФ лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста на момент совершения преступления, подлежит уголовной ответственности; в некоторых составах преступления возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет[8]. К сожалению, издевательства часто встречаются среди учеников младше 14 лет, их действия в принципе выходят за рамки уголовного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе право-воспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Литература:

  1. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. — 2010. – № 128.
  2. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. — 2015. — Том 4. — №4.
  3. Ершов Д.А. Школьное насилие как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы семейной педагогики. — 2012. – № 12.
  4. Иванченко Р.Б., Соловьев В.С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. – № 3.
  5. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ. — 2011. – № 6 (18).
  6. Табатадзе Г.С. Насилие как социальное явление // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2003. – № 3.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 03.04.2017. — № 14. — Ст. 2088.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.

 

[1] Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. — 2010. – № 128. – С. 27–39.

[2] Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. — 2015. — Том 4. — №4. — С. 5–10.

[3] Ершов Д.А. Школьное насилие как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы семейной педагогики. — 2012. – № 12. – С. 27.

[4] Иванченко Р.Б., Соловьев В.С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. – № 3. – С. 128–132.

[5] Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ. — 2011. – № 6 (18). – С. 151–154.

[6] Табатадзе Г.С. Насилие как социальное явление // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2003. – № 3. – С. 109–116.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 03.04.2017. — № 14. — Ст. 2088.

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.