История прогнозирования насчитывает уже несколько тысячелетий. Издавна люди старались делать прогнозы различными способами (например, проводя обряды, оккультные мероприятия). В связи со сложившимися исторически различными способами построения прогноза выделяется четыре основных направления прогнозирования — эзотерическое; религиозное; астрологическое; научное. Именно к научному прогнозированию относится криминологический прогноз.
В процессе изучения дореволюционной криминологической литературы нашего государства мы видим, что первые попытки дать какие-то предсказательные моменты прослеживались значительно давно. При этом, практически все авторы в основном пытались делать лишь частные прогнозы в сфере производства некоторых следственных действий и экспертиз (больше направлены в сторону криминалистического прогнозирования). Тем не менее, есть и отдельные работы, где даются более значительные предположения и в области криминологического познания, а также в общеюридических сферах. Так, В.Д. Спасович предвидел, что реформа теории доказательств возможна лишь при условии реформы судопроизводства[1]. Спустя же некоторое время — это реформирование осуществилось.
Отметим, что впервые о криминологическом прогнозировании упоминается в трудах бельгийского ученого А. Кетле (1796-1874), который одним из первых отметил регулярность совершения преступлений и постоянство ее статистических показателей. В России указанной проблемой занимались такие известные ученые, как Ф.К. Рябыкин, В.В. Лунеев и др.
Еще в начале прошлого века многие ученые юристы, изучающие криминологию, прогнозировали и само будущее криминологии, говоря о необходимости включения науки о почерке в круг знаний, которые занимаются исследованием природы человека.
Затем, уже в послереволюционный этап развития криминологии, ее можно охарактеризовать ярко выраженной практической направленностью. Тем не менее, накопленные труды и систематизация имеющегося эмпирического материала в дальнейшем стали базой, для формирования современной криминологии, в том числе и криминологического прогнозирования.
В то же время в области общего прогнозирования появляются новые научные исследования. На их основе создается отечественная прогностика, которая стала выделяться как отдельная отрасль прогнозного знания. Примерно в этот же период времени происходит проникновение прогностических идей в отраслях юридической науки, в том числе и криминологии.
К концу прошлого века ученые юристы приходят к выводу, что для создания криминологического прогнозирования, необходимы особенные социально-правовые условия, а также специфика деятельности правоохранительных органов. Криминологический прогноз помогает выявить тенденции в структуре и динамике преступности и отдельных видов преступлений, а это, в свою очередь, позволяет наметить стратегические направления борьбы с преступностью.
На сегодняшний день с целью повышения результативности криминологических прогнозов необходимы также и перспективные разработки в криминалистике, особенно в области криминалистической техники (создание новых технико-криминалистических средств обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств), криминалистической тактики (иной подход к разработке тактических приемов и следственных действий, совершенствование версионного процесса и планирования расследования), а также методики расследования преступлений (появление новых рекомендаций, оптимизирующих деятельность следственных и оперативно-розыскных аппаратов).
По мнению В.В. Лунеева, сегодня криминологическое прогнозирование представляет собой научное предсказание основных изменений или тенденций развития преступности, либо вероятности совершения уголовно-наказуемых деяний конкретными лицами в обозримом будущем, которые базируются на исследованиях, проводимых научными и практическими сотрудниками[2].
В современной науке криминологическое прогнозирование основывается на знании тенденций преступности, а также на разнообразных и взаимосвязанных процессах, оказывающих непосредственное влияние на криминальную и антиобщественную среду. При этом, анализ количественных и качественных характеристик преступности в прошлом и настоящем позволяет установить общие закономерности развития этого социально-негативного (общественно-опасного) явления в будущем[3].
Считается, что на этом изучение и развитие криминологическое прогнозирование не остановится. С каждым годом появляются новые инновационные проекты, в том числе и в криминологии. Кроме того, учитывая значение научного прогнозирования, и то, что практически во всех сферах современной жизни общества зачастую требуется применение его основ, а также в связи с тем, что его значение в последние годы возрастает необходимо уделять особое внимание составлению криминологических прогнозов. Вместе с тем, прогноз является необходимым условием эффективности всех направлений общественной деятельности, в том числе и борьбе с преступностью.
Библиографический список:
- Криминология: учебное пособие / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. — 519 с.
- Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть: учебник. — М.: Юрайт, 2011. — 1003 с.
- Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений. Общая часть: учеб. пособие / Под ред. ГА. Аванесова. — М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1993. — 135 с.
[1] Криминология: учебное пособие / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – с. 89.
[2] Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть: учебник. — М.: Юрайт, 2011. – с. 801.
[3] Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений. Общая часть: учеб. пособие / Под ред. ГА. Аванесова. — М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1993. – с. 90.