УНИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

16 декабря 9:06

Одним из основных законов современного социального развития является углубление интернационализации всех сфер жизни человека, особенно экономической сферы и регулирование их прав. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимное влияние. Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных процессах, различающихся по содержанию: унификация и гармонизация права.

Право какого государства подлежит применению к трансграничному частноправовому отношению с участием иностранного элемента. Введение VI раздела Гражданского кодекса РФ «Международное частное право». Это стало важным шагом на пути унификации коллизионных норм, облегчило их изучение, анализ, а главное — практическое применение.

Прежде чем говорить о проблемах унификации в международном частном праве, необходимо понять, что включает в себя само понятие «унификация». Унификация права — это процесс выработки законодателем однообразных, однородных норм законодательства в различных государствах путем заключения международных договоров.[1] В каждом международном договоре провозглашаются права и обязанности государств-участников, связанные с приведением их национального законодательства в соответствие с нормами подписанного договора. Отличительной особенностью объединения является наличие двух уровней в международном праве (через заключение международного договора) и в национальном законодательстве (посредством осуществления норм заключенного договора во внутреннюю правовую систему). Иными словами, объединение закона можно рассматривать как связь или сотрудничество различных государств, направленных на развитие международного механизма правового регулирования отношений в сфере общих интересов государств.

Разработка, принятие конвенций на международном уровне послужило толчком для унификации права. Указанный вопрос можно рассмотреть в работе Н.Г. Вилковой «Договорное право в международном обороте». В исследовании рассматривается классификация унификации по международному частному праву, беря за основание в первую очередь предмет унификации и способ унификации.[2] Исторически первоначально предметом унификации МЧП явились коллизионные нормы в сфере семейного и наследственного права.

Независимо от нормализации этих отношений, а также нормализации других отношений, независимо от их юридического характера, государство, конечно, должно в первую очередь учитывать, как его международные договорные обязательства, так и общеобязательные нормы, и принципы международного права (суверенитет, невмешательство во внутренние дела и др.). В международном частном праве значение этого аспекта особенно ясно, поскольку речь идет о отношениях, которые возникают в международном обороте. Мы обращаем внимание на интенсивное развитие научных, культурных, экономических и других международных отношений, опосредованных в различных гражданско-правовых формах, эти события обусловливают необходимость сотрудничества государств в сфере регулирования таких связей.[3]

В период глобализации международные факторы присутствуют в различных областях, в частности в области прав человека или коммерческой деятельности. Конвенции, разработанные государствами или международными организациями, которые содержат нормы частного права, являются важными источниками для государств. Участвуя в таких документах, государство берет на себя обязательство обеспечить обязательное применение норм, включенных в их юрисдикцию по соответствующим правовым вопросам (и иметь право требовать их от других сторон договора). Это обязательство обеспечивается государством в порядке, предусмотренном договором, с учетом национального законодательства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими нормативными актами, в том числе ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда нормы, включенные в международный договор, отличаются от соответствующих норм национального законодательства, применяются нормы международного договора (принцип приоритета).[4] Это правило применяется в случаях, связанных с частными правовыми отношениями, независимо от того, регулируются ли они национальными или унифицированными нормами. Как правило, регулирование стандартизированных норм недостаточно, то они дополняются национальными нормами.

В результате международной договорной унификации система источников частного международного права включает в себя как нормы, провозглашенные отдельным государством, так и нормы, вытекающие из заключения международных договоров, подписанных этим государством с другими государствами-участниками.

Международный договор в области частного международного права, как и любой другой международный договор, несомненно, имеет отношение к международному праву.[5] В то же время было бы преждевременно утверждать, что МЧП носит международно-правовой характер. Объектом соглашения по вопросам МЧП являются не частные правоотношения, субъекты которых являются физическими и юридическими лицами, а также отношения между участвующими государствами в разработке определенного единообразного правового регулирования указанных частноправовых отношений.

Правила, установленные в международных договорах в области частного международного права, формируются в порядке консолидации и укрепления национальных национальных норм частного права, предназначенных для регулирования таких отношений, которые при отсутствии международных правил будут регулироваться правилами частного права конкретного государства. В этой связи очевидно, что проблема приоритезации применения тех или иных правил может возникнуть только тогда, когда они регулируют те же (в данном случае частноправовые) отношения.

Отмечаемая специфика норм конфликта, принятых государством самостоятельно, еще более присуща нормам международного частного права, установленным в порядке международного договорного объединения. Став неотъемлемой частью национальной правовой системы, они, тем не менее, сохраняют свое особое значение из-за того, что их содержание зависит от координации воли государств-участников международного договора.

В дополнение к принятию международных конвенций также используются другие формы и виды унификации международного права. В значительной степени это связано с некоторыми негативными аспектами разработки и использования международных конвенций.[6] Различия в национальных правовых системах разных стран усложняют поиск и формулирование стандартизованных норм. В этой связи для их подготовки требуется довольно много времени. Существенные условия также касаются их подписания и дальнейшей ратификации, принятия различными государствами-членами или присоединения. Как показывает практика, в среднем это занимает 8-10 лет.

В отличие от международных конвенций, модельный закон может использоваться каждым государством отдельно путем установления его национального законодательного регулирования на основе типового закона. Наиболее наглядным примером такого документа является Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, разработанный Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 1985 году. Ввиду высокого авторитета ООН, а также привлечения большого числа высокопрофессиональные специалисты из разных стран для подготовки этого Типового закона,[7] он стал широко использоваться национальными законодателями для создания соответствующего национального законодательства. Этот метод приводит к принятию аналогичного национального законодательства в разных странах, что приводит к такому же результату, а именно к унификации правового регулирования.

Этот метод объединения законов является современным подходом к разработке единых норм и в значительной степени лишен недостатков классического объединения. Однако это не означает полного отсутствия проблем в его применении.

В заключение отметим, что наиболее подходящие способы предметной унификации показывают обширный набор современных методов разработки и применения единых правил в области международного общения.

 

Литература

  1. Абдуллин А.И. К вопросу об унификации в международном частном праве / Правоведение. 2012. № 1. С. 184-185.
  2. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. — М.: Статут, 2009. 511 с.
  3. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. Учебник. М.: Эксмо, 2011. 640 с.
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.10.2020).
  5. Парамошина Е.А. Актуальные вопросы унификации и гармонизации международного договорного права // Современное право. 2010. № 7. С. 94-99.
  6. Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций / Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. 96 с.
  7. Международное частное право: учебник: в 2-х т. Том 1. Общая часть / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. 400 с.

  

Literature

  1. Abdullin A.I. On the question of unification in private international law / Jurisprudence. 2012. No. 1. S. 184-185.
  2. Vilkova N.G. Contract law in international circulation. — M .: Statut, 2009.511 p.
  3. Getman-Pavlova I.V. International private law. Textbook. M .: Eksmo, 2011.640 p.
  4. «Civil Code of the Russian Federation (Part One)» dated 30.11.1994 N 51-FZ (as amended on 29.12.2017). [Electronic resource]. URL: http: //www.consultant.ru (date accessed: 05.10.2020).
  5. Paramoshina E.A. Topical issues of unification and harmonization of international treaty law // Modern Law. 2010. No. 7. S. 94-99.
  6. Batychko V.T. International private law. Lecture notes / Taganrog: TTI SFU, 2011.96 p.
  7. International private law: textbook: in 2 volumes. Volume 1. General part / A.I. Abdullin, N.M. Artemieva, D.V. Afanasyev and others; ed. S.N. Lebedeva, E.V. Kabatova. Moscow: Statut, 2011.400 p.

 

[1] Абдуллин А.И. К вопросу об унификации в международном частном праве / Правоведение. 2012. № 1. С. 184-185. 

[2] Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. — М.: Статут, 2009. 511 с.

[3] Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. Учебник. М.: Эксмо, 2011. 640 с. 

[4] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.10.2020). 

[5] Парамошина Е.А. Актуальные вопросы унификации и гармонизации международного договорного права // Современное право. 2010. № 7. С. 94-99. 

[6] Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций / Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. 96 с.

[7] Международное частное право: учебник: в 2-х т. Том 1. Общая часть / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. 400 с.