Вовлечение учащихся в общешкольные дела, участие на выставках, конференциях, организация шефской работы над престарелыми, ветеранами с учетом интересов и склонностей каждого — это главная работа и школьного коллектива, и внешкольных детских учреждений. Именно такое направление сознательности будет наиболее эффективным для воспитания общественной активности.
Великие педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский обращали внимание на огромную воспитательную роль труда в деле формирования общественного сознания ребенка. Воспитать общественное сознание можно лишь на основе возбуждения интереса детей к явлениям общественной жизни, с одной стороны, и привлечением их жизненного опыта к общественно значимой деятельности – с другой [1,c. 10]. Основанием для роста общественного сознания, а затем и стремления к активной общественной жизни является повышенный интерес к явлениям общественной жизни посредством эмоциональных переживаний в этой области. Воспитание общественного сознания как потребности, определения значимости и положения своего «я» в коллективе может осуществляться только в деятельности, так как общественная активность успешно формируется в том случае, если есть не только необходимость в ее проявлении, но и гарантия успеха в практическом достижении поставленной цели.
Для того, чтобы воспитать общественное сознание у подростка, необходимо предоставить ему некоторую самостоятельность. И родители, и педагоги должны помнить, что подавление личности ребенка, недоверие к его силам мешает развитию. В этом случае общественное сознание и активность подростка идут к спаду, так как неверие в свои силы порождает отрицательные эмоции. С малых лет школьников надо научить следующим общественно-полезным навыкам: уметь вести собрание, собрать материал для информации, правильно поставить цель в работе, разумно распределять обязанности в коллективе, вовремя прибегнуть к помощи взрослых и т.д. отсюда следует, что воспитание общественной активности должно осуществляться в тесной связи с окружающей средой. Несомненно, что большая роль в воспитании общественной активности отводится общественно полезной работе [2,с. 21 ], помощи в организации мероприятий, выставок, которые и должны зародить в школьнике желание и стремление работать на общую пользу.
Таким образом, в системе воспитания общественной активности большое значение придается личности учителя и педагогов дополнительного образования. Учитель, педагог должен сам быть активным общественным деятелем, политически грамотным, сознательным и хорошо разбираться в текущих событиях современного неспокойного мира. Он должен не просто передавать знания, а научить своих учеников учиться, помогать учиться и развиваться, быть не источником информации, а организатором мыслительной деятельности [2, с.21]. В конечном счете, решающим фактором перестройки всего учебно-воспитательного процесса является способность учителя творчески мыслить, его инициативность и ответственность.
Список литературы
- Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования.- СПб.: КАРО, 2004.- 224 с.- (Модернизация общего образования).
- Степанов П.В.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. = М.: Просвещение, 2014.- с. 127.- (работаем по новым стандартам)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.-2-е изд.-М., 2013.-С.25
Literature lis
- Butorina T. S., Ovchinnikova N. P. Promoting patriotism through education.- SPb.: CARO, 2004.- 224 S.- (Modernization of General education).
- Stepanov P. V. Grigoriev D. V. Extracurricular activities. A rough plan of extracurricular activities in secondary school : a Handbook for teachers of educational organizations / P. V. Stepanov, D. V. Grigoriev. = M: Education, 2014.- S. 127.- (working on new standards)
- Federal state educational standard of basic General education.-2-e Izd.-M., 2013.-P. 25