ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

26 июня 9:19
Главным источником примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Однако и дети без каких-либо физических и психологических отклонений могут стать жертвами социализации. Рано или поздно в жизни младшего школьника наступает момент, когда он находится словно « между двух полюсов»: ему хочется угодить взрослым и достичь успехов в учебной деятельности и в то же время стать частью дружного коллектива одноклассников, чтобы не приобрести статус «белой вороны». Происходит некий «разрыв шаблона», который может сказаться на дальнейшей социализации. Одно из последствий такого разрыва – агрессивное поведение младших школьников. К ней относятся вспышки раздражительности, непослушание, жестокость, драчливость детей.

Различают прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия выражается в активном насилии детей по отношению к сверстникам, косвенная – в уничтожении вещей. Выделяют следующие психологические особенности, провоцирующие агрессию у детей: недостаточное развитие интеллекта, пониженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, заниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. И. А. Фурманов разделяет агрессивное поведение младших школьников на две категории: социализированную, когда агрессия служит для привлечения внимания к себе, и несоциализированную, если агрессия связана с психическими заболеваниями и является реакцией на травмирующую ситуацию. Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников? Кто должен принимать в этом участие? Чего нельзя делать, если в классе появился агрессивный школьник? В первую очередь, нельзя подавлять агрессивные вспышки у детей. Школьник может затаить свои агрессивные стремления на время, но затем все накопленное рано или поздно выйдет наружу. Часто, когда ребенок проявляет агрессию, надеясь получить что-то, родители или не обращают на него внимания, или сразу же бросаются удовлетворять его требования. Ни того, ни другого делать не надо. В первом случае у ребенка появится страх, что он никому не нужен, во втором — агрессия станет шаблоном поведения.

Диагностику и коррекцию агрессивного поведения у учеников должен проводить детский психолог. Для определения уровня агрессивности у детей обычно применяются проективные методики «Добрый – злой», «Несуществующее животное», специальные тесты — опросники. Корректироваться агрессивное поведение может несколькими путями: занятия по арт-терапии, игровые тренинги. Одним из самых эффективных методов коррекции является психологическое консультирование. Перед ним психолог должен поговорить с родителями и преподавателями учащегося, выяснить моменты, когда он не сможет провести консультирование. Психолог составляет индивидуальную программу занятий по коррекции агрессивности. Сами консультации и занятия длятся от трех месяцев до полугода. По мере проведения различных способов коррекции агрессивного поведения школьник начнет осознавать причины своей агрессии и станет учиться ее контролировать.

Немаловажная роль отводится и семье. Родители должны всячески поддерживать своего ребенка, не наказывать за проявления агрессии, а наоборот, спокойно объяснять, почему драться и портить вещи других плохо.

Игровые упражнения — это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основная цель применения игровых упражнений — помочь детям младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым
для них образом — через игру, так как она является ведущим видом деятельности для них. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры.  Таким образом, проведение игровых упражнений с детьми младшего школьного возраста является весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей — родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка в его взаимоотношениях с окружающими.

Список использованной литературы:

  1. Колосова С. Л. Детская агрессия. Спб.: ПИТЕР, 2004.
  2. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2000.
  3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос.пед. агентство, 1997.
  4. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006.
  5. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. 2007. № 5.

References:

  1. Kolosov S. L. Children’s aggression. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. (in Russian).
  2. Volkova E. Features of the work of teachers, psychologists of preschool educational institutions with difficult children and their parents. Aggressive children // Pre-school education, 2000, no. 3. (in Russian).
  3. Karabanova O. A. Playing in correction of mental development of a child. Moscow: Rus. ped. agentstvo Publ., 1997 (in Russian).
  4. Aggression in children and adolescents: Textbook / ed. N.M. Platonova. St. Petersburg, Rech Publ., 2006 (in Russian).
  5. Strogonova L. Aggressive child. What to do with him? Upbringing of schoolchildren.2007, no. 5 (in Russian).