МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В США

29 сентября 12:54

В современном американском обществе происходит сдвиг с политики «плавильного котла» до политики мультикультурализма. И действительно, еще в прошлом веке мигрант приезжая в США должен был неукоснительно принимать правила и нормы существовавшего там общества. В стране существовала единая система ценностей, а все различия сводились к одному единому образцу поведения.

Однако, в конце 1960-х годов, в научном дискурсе появляется термин «мультикультурализм». Он стал противоположностью политики «плавильного котла» и предполагал создание благоприятных условий государством для адаптации мигрантов. Главная его проблема, заключалась в том, что общество становилось все более сегрегированным, а нужно было обеспечить нормальное функционирование демократического общества.

Переход от теории к практике занял достаточное количество времени. В 1970-х годах мультикультурализм оформляется как политика. Он является ответом, на растущее недовольство групп начиная от афроамериканцев и индейцев, заканчивая теми группами, которые в принципе не были склонными к ассимиляции. Затем США принимают доктрину мультикультурализма, а за ними и остальной «западный мир», хотя бы как идеологию. С того времени права групп меньшинств стоят на одном уровне с естественными правами.

Политическая практика США включает в понятия мультикультурализма «право на различие» и «культурную равноценность». Американский ученый Н. Глейзер дает такое понятие мультикультурализма: «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре» [1]. Главная идея мультикультурализма заключается в мирном сосуществовании представителей различных ценностных установок и ориентаций, объединённых едиными политическими ценностями, зафиксированными в конституции США.  Следовательно, главное для политики мультикультурализма – это интеграция иммигрантов без ассимиляции, но он вовсе не означает «многонациональность», так как культуры должны сосуществовать внутри одной территории в рамках единой нации. Кроме того, в стране должны соблюдаться принципы демократичности и толерантности. Ученый Дж. Ролз считает, что в американском мультикультурном обществе существует «перекрещивающийся консенсус». Он подразумевает под собой, что представители различных групп меньшинств не отказываются от своих культурных особенностей и ценностей, но в общественной жизни группы меньшинств должны приходить к консенсусу несмотря на их различия. [2]

В США существуют два основных направления мультикультурной мысли: умеренно-либеральное и радикально левое. Первый вариант заключается в поддержке культурных различий, однако так же отмечает важность единой политической культуры для нормального функционирования общества. Следовательно, главная цель мультикультурализма заключается в формировании плюралистического общества вокруг единой высшей цели. Второй вариант отрицает необходимость единой политической цели, так как каждая группа меньшинств имеет право не только на самовыражение, но и на самобытную политику в рамках федерации. Однако следует отметить, что ни в одной из стран, где реализуется политика мультикультурализма, он не присутствует в чистом виде. В основном мультикультурализм пересекается с политикой сегрегации и ассимиляции представителей групп меньшинств. [3]

Что же касается современной мультикультурной политики в США, она не закреплена на законодательном уровне. Там существует служба по связям с общественностью министерства юстиции (CRS), которая занимается решением проблем, связанных с расовой и этнической напряженностью. Данный орган не имеет четкой задачи продвигать мультикультурализм, но выступает в качестве посредника среди различных культурных сообществ. Изначально в центре внимания были черно-белые отношения, но со временем акцент сместился на отношения между белыми и арабами, и американцами-мусульманами. [4]

В школьной программе мультикультурализм представлен не повсеместно, в основном мультикультурные принципы были приняты в школьных программах штатов с большим количеством иммигрантов (например, в Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Флориде). Однако на федеральном уровне нет никаких документов обязывающих к этому.

 В федеральные СМИ представители меньшинств также включены частично. Корпорация общественного вещания имеет в качестве одной из своих целей поддержку программ, ориентированных на этнические меньшинства. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что лицензиаты готовы взять на себя обязательства по разработке программ, отражающих культурную структуру США.

Что касается двойного гражданства, то оно технически не запрещено, однако редко встречается на практике. Государственный департамент США в 2010 году отметил, что «правительство признает, что двойное гражданство существует, но не поощряет его из-за проблем, которые оно может вызвать».  Более того, Госдеп США отмечает, что граждане, которые по своему выбору принимают иностранное гражданство, могут потерять свое гражданство США.

Финансовая помощь этническим организациям не оказывается. В США государство выступает за нейтральные отношения с иммигрантами, этническими организациями и общественными защитниками. Подход США к иммигрантским меньшинствам характеризуется как «невмешательство», хотя можно отметить, что различным неправительственным организациям, выделяются средства на переселение беженцев, однако это не делается для поддержки интеграции.

Двуязычие также является серьезной темой для мультикультурного дискурса. Так в ряде штатов существует законы, дающие право преподавать на других язык помимо английского, но в тоже время в ряде других штатов есть законы, запрещающие преподавание на каком-либо языке кроме английского. Кроме того, следует отметить, что в тех случаях, когда предлагается двуязычное образование или обучение на родном языке, оно, скорее позиционируется как переходная мера, которая поможет не носителям английского языка быстрее овладеть навыками английского языка.

Льготы для представителей групп меньшинств в США, также предоставляются. В соответствии с разделом VII Закона о гражданских правах 1964 года работодатели обязаны не допускать дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, религии и национального происхождения. Комиссия по обеспечению равных возможностей в сфере занятости США уполномочена расследовать случаи дискриминации и обеспечивать соблюдение соответствующих федеральных законов. Хотя политика «позитивных действий» была первоначально принята в Соединенных Штатах в ответ на дискриминацию в отношении афроамериканцев, она в равной степени относится ко всем представителям групп меньшинств нуждающихся в социальной защите.

Таким образом можно сделать вывод, что мультикультурализм в политике интеграции мигрантов в США все же присутствует. Однако не как цельная политика, а больше как идеология, на которую американские политики опираются для принятия каких-либо решений. Также стоит отметить, что влияние мультикультурализма на политику интеграции мигрантов не такое большое и присутствует частично. Кроме того, данная политика очень сильно варьируется в исполнении от штата к штату. В целом можно говорить о чем-то среднем между политикой мультикультурализма и попытками привести мигрантов к своей системе ценностей.

Список литературы:

  1. Glejzer N. Mul’tietnicheskie obshchestva: Problemy demograficheskogo, religioznogo i kul’turnogo mnogoobraziya // Etnograficheskoe obozrenie. 1998. №6.
  2. Rolz Dzh. Teoriya spravedlivosti. M., 1996. — 356 s.
  3. Saharova V. V. Mul’tikul’turalizm i politika integracii immigrantov: sravnitel’nyj analiz opyta vedushchih stran Zapada. — SPb.: Zlatoust, 2011. — 220 s.
  4. Vysockaya N. A. Ot «universuma» k «plyuriversumu»: smena kul’turnoj paradigmy v SSHA // Amerikanskij harakter. Ocherki kul’tury SSHA. Tradicii v kul’ture. M., 1998. — 198