ПОСТСОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА

31 июля 12:32

Особенность геополитики Казахстана, интересы в экономике и военной сферах, предопределили принципы политики Казахстана, основанные на добрососедстве, взаимоуважении к суверенитету и территориальной целостности по отношению к пограничным странам.  Первые годы после развала Советского Союза Казахстан находился в состоянии свободного плавания, рассматривая конфедеративный союз с Россией как реальную политическую стратегию. Данные действия имели под собой реальное положение дел, заключающееся в общем военном, политическом и экономическом укладах.   Этому решению политических элит указанного периода помешали 2 причины:

 

  1. Политическая нестабильность в России.
  2. Амбиции части постсоветских стран.

 

Казахстан рассматривал вариант и проевропейской интеграции. Однако данной стратегии мешает целый ряд обстоятельств: удаленность от Европы, разные политические режимы, разные социально- экономические уклады, а также уровень промышленности. Представляется вероятным, что Казахстан может служить для Европы сырьевым придатком.

 

Таким образом, Казахстан выбрал политику многовекторности, которая провозглашает построение партнерских отношений со странами СНГ, Запада, Азии и Ближнего Востока. В реальности, достичь консенсуса невозможно по причине политической нестабильности в регионе, а также росту региональной напряженности. Сложности добавляет также отсутствие четкой формулировки национальных целей и задач Казахстана. Страна рискует встать на одну сторону конфликта, получив осложненные отношения с другими государствами. Современная доминанта отношений базируется нач членстве в ЕврАзЭс.

 

В настоящее время Казахстан поддерживает международные и дипломатические отношения с Россией, Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Китаем, Индией, Турцией, Японией и Ираном.

 

Политический режим Казахстана опирается на личный капитал семьи Назарбаева Н.А. и средства крупного бизнеса, который попадает под политическую зависимость от власти. Режим стремится контролировать ресурсы, преследовать политических противников, а также манипулировать Средствами массовой информации [1, 3 С.].

 

В настоящее время в Казахстане наблюдается процесс трансформации власти. Возникающие партии также, как и правящая, стремятся провозгласить своей основной целью защиту духовных ценностей. Данная цель является важной в предстоящий реформенный период.

 

Формально современный политический режим Казахстана считают демократическим, в действительности он идентичен режимам остальных постсоветских стран. Большинство современных политологов считает, что это- лишь один из этапов эволюции системы.

 

Политическая ситуация, складывающаяся в современной России, заставляет российских политологов сравнить две страны (Российскую Федерацию и Казахстан), задав вопрос: к чему может привести чрезмерная концентрация власти в руках президента: авторитаризму для построения авторитаризма, или авторитаризму ради предстоящей модернизации. Некоторые идеологи используют понятие ”управляемая демократия”. В Казахстане присутствует управляемый парламент, контролируемая партийная система, отшлифованное пространство, крупный бизнес.

 

Таким образом, в Казахстане установилась жесткая и сильная исполнительная власть с обширными полномочиями  президента. Данная система создала 5 ключевых проблем:

 

  1. Монотонность и ограниченные возможности участвовать в политической жизни.
  2. Экономическая либерализация и политический консерватизм неравны друг другу.
  3. Отсутствие четкой программы развития политической ситуации в Казахстане.
  4. Отсутствие четких и структурированных каналов связи между политическими органами власти, ограничение диалога власти и народа.
  5. Расплывчатая формулировка легитимности власти.

 

Россия, потеряв позиции в мире после распада СССР, сохраняет свое присутствие в Центральной Азии. Казахстан, в свою очередь, уделяет первостепенное значение сотрудничеству с Россией. Контакты двух стран в постсоветский период начались в 1992 году, когда был заключен  Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который положил начало и заложил основы уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и незыблемости границ.

 

Активно Россия и Казахстан сотрудничают в экономической сфере: присутствуют межотраслевые связи в топливно-энергетическом и агропромышленных комплексах, металлургии, машиностроении, на транспорте; проведении валютной и торгово-тарифной политик; сотрудничество в военно-промышленном комплексе; а также освоению и последующей эксплуатации космодрома ”Байконур”.

 

 В современном Казахстане действуют следующие партии: ”Нур Отан”, демократическая партия ”Ак Жол”, Коммунистическая народная партия Казахстана,  республиканская политическая партия ”Отан”,  Гражданская партия Казахстана, Партия возрождения Казахстана, Республиканская политическая партия труда, национальная партия Казахстана ”Алаш”, демократическая партия Казахстана ”Азамат”, Коммунистическая партия Казахстана, Республиканская народная партия Казахстана, общественное движение ”Орлеу”.

 

Для успешного и процветающего развития Казахстана характерно решение следующих геополитических задач [2, 4 С.]:

 

  1. На смену однополярному миру приходит развивающийся плюрализм.
  2. Разрушить антиамериканские настроения.
  3. Прекратить незатухающие очаги вооруженных конфликтов.
  4. Восстановить международный престиж Организации Объединенных Наций и роль международного права.
  5. Усиление позиций России в геополитике и превращении Китая в мировую державу.
  6. Решение проблемы энергоресурсов.
  7. Продвижение деятельности региональных организаций.
  8. Преодолеть соперничество Российской Федерации, Китая и Соединенных Штатов Америки.
  9. Направить в Европейский Союз запрос с изменением политики Союза по отношению к странам Центральной Азии с выкачиванием ресурсов.

 

Успешное решение поставленных задач обеспечит Казахстану полную реализацию политики многовекторности.

 

  • Spisok literatury
  • Tulegenova E.Sh. Sovremennaja politicheskaja situacija v Kazahstane/ Postsovetskij materik, 2015, 8 s.
  • Zhasekenova G.Zh. Osobennosti mnogovektornoj politiki respubliki Kazahstan: problemy i perspektivy/ Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2014, 4 s.