Большая ближневосточная тройка: Россия, Турция, Иран

11 января 5:54

УДК 327.8 (100)

23 ноября в Сочи состоялись переговоры лидеров России, Ирана и Турции по Сирии. Многие СМИ сравнили эти переговоры со знаменитой встречи в Ялте 1945 году. Тогда руководители СССР, США и Великобритании договаривались об послевоенной обустройстве мира. Здесь, конечно, масштаб меньше, региональный, но принцип тот же.

Военная задача практически завершена, ИГИЛ – разгромлен, Сирия – не распалась и спасена. Теперь надо конструировать новое политическое пространство и дело здесь не только в Сирии. Арабские революции снесли прежнее устройство мира. Стимулировали эти революции США. Они организовали там, якобы «управляемый хаос». Такое управление привело к подъему терроризма и Исламское государство стало мощной силой. А теперь, после разгрома ИГИЛ, американцы оказались на «обочине» и это для них не привычно, значит, будут вставлять палку на колеса.

Политическая задача не менее сложна, чем военная операция. У всех разные интересы, даже в коалиции России – Иран – Турция интересы полностью не совпадают. Помимо этих государств еще Саудовская Аравия, Ирак, Катар, Израиль и здесь потребуется политическая мудрость, терпение и прежде всего от России. Сейчас, Россия лидер процесса переустройства Ближнего Востока.

Будущая Сирийской государственности, безусловно, формируется в Дамаске, но, то, как будет устроена новая Сирия, какими гарантиями будут в ней обладать те или иные меньшинства региона, зависит от позиции ведущих держав. Таких держав для Сирии сейчас всего три: Россия, Иран и Турция.

Визит Башара Асада в Сочи, накануне встречи там же «большой тройки», это возможность еще раз убедиться в том, насколько в Дамаске понимают, что военные успехи, которые были бы недостижимы без России, это только начало пути.

Широкомасштабная военная операция в Сирии близится к концу. За два с небольшим года, прошедших с появления там российской боевой авиации на территории, контролируемой террористами съежились в разы. Башар Асад, набравший политический вес и окрыленный боевыми успехами, должен, тем не менее, также следовать взятым на себя политическим обязательствам, как Россия до сих пор следует своим союзническим.

Свидетельством того, что Президент Сирии в полной мере понимает значимости в необходимости внутриполитических реформ на данном этапе, стало его поддержка скорейшего проведения в Сочи конгресс сирийского народа. Ожидается, что в конгрессе примут участие свыше одной тысячи представителей различных политических, этнических и религиозных групп.

Встречу лидеров «большой тройки» России, Турции и Ирана в Сочи уже назвали аналогом Ялтинской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в далеком 1945 году. Аналогия понятна, тема послевоенного устройства целого региона вновь собрала на черноморском побережье за одним столом руководителей стран с очень разными взглядами на то, каким должен быть мир после войны. И, тем не менее, декларирующими свою готовность к компромиссам во имя победы, следующим шагом, который, по общему мнению, должен стать сирийский конгресс в Сочи.

Турок волнует тот статус, которым на конгрессе будут представлены сирийские курды. Их опасения вполне понятны, особенно учитывая деструктивную роль, которую в Сирии сейчас пытаются сыграть американцы, используя курдскую карту, как единственный способ оставаться в игре. При этом, Президент Турции Реджеп Эрдоган, еще совсем недавно настаивающий на исключение Башара Асада из политического процесса, сейчас согласен с тем, что без него урегулирование будет невозможно.

Для Ирана крайне важен вопрос международного вмешательства в сирийские дела,  при всех возможных противоречиях, Тегеран, безусловно, признает право России и Турции на участие в урегулировании ситуации в Сирии, но вовлечение в этот процесс Саудовской Аравии и стоящих за ней США, вызывает у Ирана серьезнейшие беспокойства.

В Иране не могут не видеть, что по мере стабилизации в Сирии, следующая коалиция во главе США уже создается против них. Опубликованная недавно информация о том, что Вашингтон, чьи войска находятся в Сирии вопреки всем нормам международного права, не намерен уходить из страны и после окончания там боевых действий, это тревожный сигнал для Тегерана.

Вышло так, что Турцию и Иран кровно заинтересованных в нормализации обстановки в Сирии, имеющих очень много противоречий, от вечных религиозных до сиюминутных региональных сблизила Россия. Понятно, что пока этот союз скорее тактический, а не стратегический. Однако, в случае успеха площадка сирийского урегулирования может стать стартовой на куда более серьезного регионального проекта.

Список интересов Москвы в регионе, куда короче и откровеннее, чем у Турции и Ирана. Президенты этих стран приезжают к Владимиру Путину, зная, что он заинтересован не только в том, чтобы договориться с ними по Сирии, но и выстроить стратегическое взаимодействие в целом и на долгую перспективу. И дело даже не в том, что кроме Сирии у России, Турции и Ирана сегодня есть множество других точек для приложения совместных усилий, а в том, что три  самостоятельные державы, действующие в согласии, могут очень многое поменять в современном мире.

Литертура


  1. Колобов О.А. Современная российская политика на ближнем востоке: Стратегические цели и тактические действия. Вестник МГИМО-Университета. 2017;55(4):83-98. Doi:10.24833/2071-8160-2017-4-55-83-98

References


  1. Kolobov O.A. Contemporary Russian policy in the middle east: Strategic goals and tactic actions. MGIMO review of international relations. 2017;55(4):83-98. (in russ.) Doi:10.24833/2071-8160-2017-4-55-83-98