РОССИЙСКО- КИТАЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО И СТРАТЕГИЧЕСКОГОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

14 декабря 1:48

В апреле 1996 года главы КНР и РФ выступили с заявлением о развитии стратегического партнерства, основанном на равном доверии, и уже в начале ХХI века оба государства перешли на новый исторический этап – стратегическое сотрудничество.

Изучая смысловые значения политических категорий можно вывести следующее различие: «партнерство» двух государств подразумевает дружеские отношения при сохранении независимости, а «стратегическое сотрудничество» состоит в долгосрочной совместной проектной деятельности; первая категория является свойством, а вторая – особенностью. Таким образом, российско-китайское партнерство – дружеские отношения сотрудничества, не являющиеся союзом, альянсом или политическим лагерем, направленным против других стран мира.

Первыми партнерскими программами было дипломатическое взаимодействие преимущественно в совместном поддержании благоприятной окружающей среды, экономического порядка, условий международной безопасности, а также усилий обеих стран в обеспечении защиты национального суверенитета и территориальной целостности [2]. Китай поддерживал Российские военные силы в сохранении национального единства и общественного порядка в Чечне, на что Россия отвечала взаимной поддержкой КНР по вопросу Тайваня. Далее Китаем, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном и Россией было подписано соглашение об укреплении доверительного соглашения в военной области в приграничных районах и соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил, что крайне благоприятно сказалось на установлении мира и поддержании стабильности в Центральной Азии. Это также побудило к развитию регионального механизма многоаспектного сотрудничества «Шанхайской пятерки».

Приводя пример совместного сотрудничества КНР и РФ в противостоянии гегемонизма и самопроизвольной интервенции, стоит назвать объединенные усилия двух стран против военных действий НАТО в Косово под протекторатом США, которые повлекли за собой политическое урегулирование вопроса в Совете Безопасности ООН.

Следующим поводом тесного стратегического партнерства двух стран выступило сотрудничество в вопросах военных технологий. Последствия распада СССР сильно сказались на экономике РФ, исключением не стал и ВПК. Руководство стояло перед необходимостью заключения любых контрактов в торговле оружием, ведь главное было – сохранить столь крупную и стратегически важную отрасль. Китай, напротив, был обеспокоен вопросом модернизации военных технологий, а потому интеграция зарубежных разработок рассматривалась как крайне актуальная перспектива. Таким образом, с 1992 года военная торговля между двумя государствами-гигантами приобрела положительный тренд, а с 1995 по 1999 год объем торговли достиг отметки в 3,4 млрд долларов [2].

Важной особенностью взаимодействия политических лидеров государств-партнеров является высокая частота встреч, а также большое количество прецедентов в истории общения представителей стран, что иной раз демонстрирует специфику характера российско-китайского партнёрства [3]. Ежегодно проводятся различные культурные мероприятия, например, «Год языка» («Год русского языка» и «Год китайского языка»), направленные на совершенствование взаимопонимания и дружбы народов.

В 2001 году было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), затем был подписан Договор «О Концепции внешней политики РФ, добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». Результат такого решения стал ответом на новые угрозы безопасности (терроризм, экстремизм, сепаратизм) Центральной Азии, а также свидетельствовал о новом витке политического и экономического партнерства между Россией и Китаем.

Стоит отметить трудности, возникшие в двустороннем формате между двумя государствами. Россия, стремясь уберечь свои стратегические ресурсы от зарубежных инвестиций, не позволила приобрести Китайской национальной нефтегазовой корпорации «Славянскую нефтяную компанию». Далее РФ отложила проект нефтепровода Ангарск-Дацин. Такой шаг можно считать осторожностью Правительства России в сотрудничестве с Китаем по пути максимальной реализации национальных интересов [2]. В дальнейшем стороны сумели найти компромиссное решение в вопросах энергоресурсов, и в 2010 году было завершено строительство нефтепровода из России в Китай, который уже со следующего года стал поставлять 15 миллионов тонн нефти в год. Данный результат ознаменовал новый формат энергетического партнерства двух крупнейших держав.

Во время разразившегося мирового экономического кризиса 2009 года объем китайско-российской торговли поддерживался всеми силами, достигнув 79,26 млрд долларов в 2011 году.

Совместные военные учения России и КНР в рамках двустороннего партнерства и в рамках Шанхайской организации сотрудничества положительно сказались на согласованных боевых возможностях двух армий на всех уровнях, вместе с тем, область военной торговли также не оставалась без внимания, продолжая поступательно развиваться.

Май 2015 года ознаменовался важным событием в сотрудничестве двух государств – КНР и РФ опубликовали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Целью данной меры выступало укрепление региональной экономической интеграции путем развития сотрудничества при реализации двух крупных проектов. Начало сотрудничества над проектом «Один пояс, один союз» ознаменовало переход от дипломатического партнёрского взаимодействия к полномасштабному общему развитию. За счет дипломатической поддержки высокого уровня КНР и Россия планируют сотрудничать в своих соответствующих экономических, социальных, территориальных и политических проектах региональной интеграции для полномерного раскрытия потенциала обоих государств.

На сегодняшний день главным внешнеторговым партнёром России (и в объеме экспорта, и в объеме импорта) является Китай, что иной раз подкрепляет мнения на счет широкомасштабной региональной интеграции и сотрудничества двух государств. Цитируя заявление Министерства иностранных дел России: «Углубление отношений с Китаем — приоритет российской внешней политики. Этот курс носит устойчивый, долгосрочный характер, отвечает задачам укрепления добрососедства и обеспечения развития обеих стран. Интенсивно развивается военное и военно-техническое сотрудничество, проводятся совместные войсковые учения, осуществляется дружественное взаимодействие в районе общей границы, эффективно координируются усилия в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком», с первых строк замечается важность данного двустороннего союза [1]. МИДом России также было указано достижение договоренности организации российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества в 2020-2021 годах.

Резюмируя все вышесказанное, подведем итог о причинах столь щепетильного подхода к сотрудничеству двух крупных держав.

Первая причина – дипломатическое сотрудничество. Международная, региональная и национальная безопасность, защита от влияния зарубежного гегемонизма стали основными причинами первоначального формирования партнерства между КНР и РФ. После распада СССР России был необходим могущественный союзник для сохранения за собой статуса великой державы.

Соединенные Штаты Америки воспользовались временной слабостью Российской Федерации для проведения расширения операций НАТО на восток с дальнейшим аннексированием восточно-европейской сферы влияния, ранее принадлежавшей СССР. В свою очередь, для Китая распад СССР также стал поводом большего внимания в своей внешней политике, так как США теперь были нацелены на сдерживание роста китайской экономики. Несмотря на множество нерешенных вопросов между СССР и Китаем, обе державы приняли решение объединиться для обеспечения безопасности своих государств. Первой исторической формой выступало партнерство, направленное в первую очередь на противодействие развертыванию сил военно-политического альянса в соседних от Китая и России государствах, а также против начала войны в Косово, военного оружия в космосе и одностороннего мирового порядка [6]. На сегодняшний день данный вопрос по-прежнему актуален, РФ и КНР избегали откровенного формирования антиамериканского альянса, однако дипломатические действия по укреплению партнерства свидетельствовали о необходимости обеспечения региональной безопасности и международного статуса двух стран. На двустороннем уровне взаимодействия Россия и КНР основательно поддерживают друг друга в вопросах территориальной целостности и национального суверенитета, вместе с тем сотрудничая по регулированию важных мировых вопросов (Сирия, Украинский кризис, ядерный вопрос КНДР и т.д.). На пути формирования сотрудничества возникали трудности и даже разногласия, во многом обусловленные политической вовлеченностью государства в различные ситуации, организованные зачастую США, однако в целом можно отметить поступательность и положительную тенденцию в контекст стратегического сотрудничества.

Вторая причина – политическое сотрудничество. Изначально политическое сотрудничество Китая и России затрагивало преимущественно пограничные вопросы (нерешенные со времен СССР), вопросы несанкционированной интервенции, а также противодействие «трем силам зла» (терроризму, сепаратизму, экстремизму). Пограничный вопрос был решен в ходе кропотливой дипломатической работы, а вопрос вмешательства в национальные дела и противодействия «трем силам зла» носит актуальность и на сегодняшний день, выступая поводом широких дискуссий государственных лидеров с проведением дальнейших совместных регулирующих операций.

Третья причина – военно-технологическое сотрудничество. С момента распада СССР Китай значительно поддерживал Россию в вопросах развития ВПК, что было на тот момент крайне необходимо РФ. КНР приобрел большое количество военных судов, самолетов, противовоздушной обороны, эскадренных миноносцев, дизельных подводных лодок и ряд зенитно-ракетных комплексов. Был реализован ряд крупных контрактов вплоть до 2013 года, наблюдалось значительное развитие китайского импорта ракетных систем, авиационных систем и двигателей, а также военно-морской техники. Дальше масштабы сотрудничества по вопросам ВПК показали снижающийся тренд, однако Китай все равно остается одним из основных рынков экспорта российской военной техники. Подобный высокий уровень военно-технического сотрудничества демонстрирует долгосрочный ориентир развития двустороннего сотрудничества на высоком уровне [2].

Четвертая причина – экономическое сотрудничество. Изначально экономическое звено партнерских отношений этих стран имело малый стратегический вес. В 1996 году объем российско-китайской торговли составлял порядка 7 млрд долларов. В 2014 году этот показатель достигал отметки в 95,3 млрд долларов. С 2011 года Китай был крупнейшим торговым партнером России, а РФ входила десяток крупнейших партнеров Китая. Сравнивая с результатами двусторонней торговли, инвестиционное сотрудничество пока что несколько отстает, Китай занял четвертое место в рейтинге зарубежных инвестиций в Россию, однако обе стороны активно развивают данное направление.

Пятая причина – энергетическое сотрудничество. Китайско-российская углеводородная торговля продолжает неуклонно расти, Россия является третьим по величине поставщиком нефти в Китай. Двумя государствами были запущены проекты крупных нефтепроводов, обеспечивающих стабильную и надежную поставку сырой нефти. Также наблюдаются совместные работы крупных нефтяных компаний обоих государств в сфере разработки нефтяных и газовых месторождений, в совершенствовании нефтеперерабатывающей и химической промышленности с формированием дальнейшей единой интегрированной структуры. Сотрудничество Китая и Российской Федерации проходит активно также в русле угольной, ядерной и электроэнергетики. Российско-китайское партнерство консолидировано, надежно структурировано, а потому имеет обширные перспективы на будущее.

При всем положительном окрасе сотрудничества Китая и России, стоит дать оценку ряду факторов, дестабилизирующих партнерские процессы на некоторых отраслевых уровнях.

Первый фактор – влияние Соединенных Штатов. США, как лидер нынешней международной системы, главный экзогенный фактор воздействующий на стратегические отношения КНР и РФ, имеющий влияние практически во всех регионах мира, бросающий вызов международному статусу данных стран. Так, например, в связи со вспышками террористических актов США призвали Россию к сотрудничеству в борьбе с терроризмом под эгидой НАТО. Это крайне сильно сказалось на снижении российско-китайского партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В 2013 году КНР и РФ продемонстрировали успех в выполнении совместной операции по предотвращению нападения американских военных сил на Сирию. В настоящий момент США придерживается политика «разбалансирования АТР» и сдерживания экономического роста РФ за счет украинского кризиса. В дальнейшем, возможно, США попробуют за счет украинского компромисса перевести Россию на свою сторону для сдерживания Китая. Во всяком случае, тройке вышеперечисленных стран надо быть крайне бдительными.

Второй фактор – проблема совместного существования двух стран в Центральной Азии. Китай, в целом, не намерен посягать на господство России в Центральной Азии, однако у КНР есть ряд веских причин не оставлять данный вопрос без внимания: поддержание безопасности своих границ со странами Центральной Азии, развитие экономического и энергетического сотрудничества с данными странами, предотвращение проникновения «трех сил зла» из Центральной Азии и т.д. Россия осознает и признает данную позицию КНР, организация сотрудничества представляет собой крупный успех российско-китайского партнерства, однако масштабы деятельности иногда опережают стратегические цели и возможности России, действуя вопреки им: бурное развитие ШОС повлекло создание Евразийского экономического союза и развитие российско-казахстанского таможенного союза, а Китай, воспользовавшись сотрудничеством с Центральной Азией, сократил импорт из России [5].

Третий фактор – стратегическое взаимное доверие между РФ и КНР. В последние годы в Китае наблюдается колоссальный экономический рост, темпы которого значительно превышают российские. Таким образом, возникают опасения, связанные с переменой сил, стратегическим подъемом и международным статусом Китая, которые могут выступить препятствием дальнейшему плодотворному сотрудничеству двух держав. Многие специалисты задаются вопросом, сможет ли Китай подняться мирным путем. Аналитический центр — Совет по внешней и оборонной политике России, выдвинул два варианта возможных угроз национальной безопасности: «мягкой» и «жесткой»: первая заключалась в поступательном укреплении сил Китая, сделав их традиционной целью соседних стран, а вторая подразумевала распространение сферы влияния исламского восточного экстремизма внутри России [3].

Практика российско-китайского стратегического партнерства накопила внушительный исторический опыт. Основные постулаты сотрудничества звучат так: поддержание независимости, добрососедства и дружбы, взаимовыгодное сотрудничество в ряде отраслей, взаимное уважение и отношения «на равных», отсутствие территориальных притязаний, недобросовестных целей по отношению к третьим странам.

Таким образом, при всех возможных трудностях, китайско-российское стратегическое сотрудничество имеет положительную перспективу. Формат данного взаимодействия представляется наиболее удачной моделью партнерства для обоих государств. И Россия, и Китай рассматривают стратегической партнерство в контексте долгосрочной политики, акцентируя приоритет своей дипломатии. Реализация совместных проектов положительно сказывается на тесном сотрудничестве двух держав и их экономическом росте.

История свидетельствует о том, что поддержание партнерской координации Китая и России соответствует национальным интересам данных государств. Обозримое будущее не принуждает страны к созданию военно-политического альянса – интересней скорее развитие дружеских отношений при многоаспектном сотрудничестве в разных отраслях. Так, Китай продолжает увеличивать спрос на российский природный газ. Другим примером может выступать необходимость Российской Федерации в организации крупномасштабного обновления инфраструктуры, в данном вопросе у Китайской Народной Республики накоплен огромный опыт и технический потенциал. Участие китайских инвесторов в инфраструктурных проектах России растет с каждым годом. Китайские строительные компании были задействованы в строительство московского метрополитена, став первыми иностранными подрядчиками, приглашенными правительством Москвы. Дальневосточные инфраструктурные и сырьевые проекты также могут значительно усилить сотрудничество двух стран. Подобное партнерское сотрудничество компаний двух стран наблюдается и в сфере высоких технологий, и в авиастроении, и в электронной торговле, и в сельскохозяйственном комплексе.

Таким образом, уделяя внимание долгосрочному стратегическому сотрудничеству, КНР и РФ должны продолжать реализовать экономические, экологические, энергетические, военные, национальные проекты для укрепления доверия и становления интегрированной структуры партнерства. Экономический рост Китая не должен вызывать опасений внутри России, ведь «китайский ветер способен надуть экономические паруса РФ», если она докажет собственную добропорядочность и надежность как стратегического партнёра.

 

Список используемой литературы

 

  1. О российско-китайских отношениях стратегического партнерства. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-kitaem (дата обращения: 28.06.2020).
  2. Китайско-российское партнерство и стратегическое сотрудничество. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitai-sko-rossii-skoe-partnerstvo-i-strategicheskoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 28.06.2020).
  3. Основные направления российско-китайского сотрудничества: история и современность. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-rossiysko-kitayskogo-sotrudnichestva-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 28.06.2020).
  4. Российско-китайские отношения: история и современность. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-otnosheniya-istoriya-i-sovrenost (дата обращения: 28.06.2020).
  5. Российско-китайское сотрудничество: пути друг к другу. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/3ca/sino_russian-cooperation_rus.pdf (дата обращения: 28.06.2020).
  6. Экономические взаимоотношения России и Китая. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-vzaimootnosheniya-rossii-i-kitaya (дата обращения: 28.06.2020).