Современный военно-политический порядок в Восточной Азии во многом определяется нормами, заложенными в основу еще в середине XX века согласно Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений. Важнейшую роль для обеспечения безопасности в регионе играет особый статус Японии, которая отказалась от ведения войны как средства решения внешнеполитических проблем. Эти принципы японской политики были сформулированы по итогам Второй мировой войны и зафиксированы в девятой статье Конституции Японии от 3 мая 1947 года. Однако глобальные перемены на рубеже XX-XXI столетий обозначили японскому руководству проблему пересмотра девятой статьи, и в 2012 году, после прихода к власти правительства Либерально-Демократической Партии во главе с Синдзо Абэ, был дан старт активным действиям по пересмотру Конституции. В настоящее время вопрос о пересмотре «мирной» статьи является первостепенным для японского правительства, а подобная инициатива, касающаяся фундаментальных принципов японской государственности, не может не вызывать общественный резонанс как в Японии, так и в других, в частности в соседних странах.
Правительство Японии (особенно в качестве обращений международного характера) крайне редко выступает с какими-либо комментариями, тем более заявлениями, связанными с отменой девятой статьи Конституции. В отличие от других документов, фиксирующих результаты встреч на высшем уровне или высказывания японских политиков, документы, содержащие высказывания о «мирной» статье, отсутствуют на официальном сайте МИД Японии. Тем не менее, данный вопрос был поднят впервые еще в 1980-х годах и со временем становился острее. Например, в середине 1990-х годов депутат палаты советников Синтаро Исихара высказывал мнение о том, что «растущая экономическая мощь Японии повлечет за собой конфликты с другими державами. Усиленная ядерным оружием Япония сможет преодолеть подобные кризисы. Без ядерного оружия останется только одно – подчиниться» [1. с.216].
Наибольшие затруднения вызывает потенциальная реакция Соединенных Штатов Америки не только потому что Япония связана с ними обязательством согласно Договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между государствами 1960 года. Именно США оказали самое серьезное воздействие на формирование послевоенной японской Конституции, поскольку их стратегической целью в Японии являлось создание путем демократизации и демилитаризации условий, не позволяющих последней вновь выступить противником США, а также пресечь новый подъем угрозы американским интересам в Тихоокеанском регионе со стороны Японии. Большое американское воздействие на национальную безопасность государства и его безграничное влияние на систему международных отношений, а также возможная крайне негативная реакция государств региона и других сильных политических акторов вызывают сильное беспокойство Кабинета министров Японии. Например, Китай и Республика Корея с большой долей вероятности станут рассматривать новую линию Токио как выражение реваншистских амбиций. Кроме того, это, безусловно, негативно скажется на дальнейшей эскалации и без того широкомасштабной гонки вооружений, идущей в регионе, и следствием этого станут психологическая напряженность в отношениях между государствами, а также дестабилизация международной обстановки.
Еще одним препятствием к намеченному представляется минимальный интерес японского населения к вопросу о девятой статье. Согласно последнему проведенному в 2018 году социальному опросу подавляющая часть населения относится к отмене «мирной» статьи нейтрально или отрицательно, причем неопределенную позицию занимают преимущественно женщины, а самую низкую заинтересованность проявляет молодое поколение в возрасте от 18 до 29 лет [2]. Обращаясь к другому социальному опросу, также проведенному в 2018 году, но содержащему развернутые ответы японцев на вопрос о необходимости пересмотра девятой статьи, аналогично первому опросу видна большая вовлеченность людей возраста 40+. Здесь ответов «за» и «против» примерно одинаковое количество с небольшим перевесом последнего, причем никто из респондентов, отметивших необходимость изменения данной статьи, не обозначил свою четкую позицию, все предпочли максимально смягчить свой ответ и избежать радикальности [3]. Однако все это не заставляет Кабинет, возглавляемый премьер-министром Синдзо Абэ, прекратить попытки постепенной подготовки государства и мировой общественности к кардинальным изменениям японской государственности.
Курс на конкретные шаги к началу действий в отношении национальной безопасности, которая напрямую связана с постоянной армией, воинской обязанностью, разработкой и закупкой военной техники и прочим, наметился после прихода к власти Кабинета С. Абэ в конце 2012 года. Курс характеризовался созданием современного военного потенциала, который позволит вести боевые действия как на территории Японии, так и далеко за ее пределами. Как отмечал сам премьер-министр, это не выглядит невозможным, учитывая то, какими экономическими и технологическими потенциалами обладает современная Япония. Кроме того, целью данного курса было обозначено так называемое «подведение итогов» Второй мировой войны и превращение Японии в «нормальное государство», под которым подразумевалась страна с вооруженными силами, которые при необходимости Токио смог бы использовать для решения любых внешнеполитических задач. Термин «нормальное государство», введенный в оборот в начале 1990-х годов японским политиком Итиро Одзава, стал ключевым во вспыхнувшей в стране дискуссии, связанной с вопросами обеспечения национальной безопасности.
Так уже спустя год, 17 декабря 2013 г. правительство Японии приняло целый пакет программных документов, определяющих стратегию государства в области обеспечения национальной безопасности на обозримую перспективу. В них вошли – Стратегия национальной безопасности (реализующаяся под руководством Совета национальной безопасности – новой структуры, созданной по инициативе Абэ), Основные направления программы национальной обороны и Среднесрочная программа развития оборонного потенциала. Стратегия национальной безопасности проводится под лозунгом активного вклада в дело мира, введенного в оборот из-за чрезмерного беспокойства соседей Японии в Восточной Азии, которые видят меры японского правительства как возрождение милитаризации государства[4]. Анализ упомянутых документов позволяет сделать вывод о зарождающемся качественном сдвиге в политике Японии в сфере безопасности, который предполагает долгосрочные последствия для всей системы международных отношений в Восточной Азии.
Данные усилия основываются на уверенности в том, что Япония, следуя принципу «проактивного пацифизма», должна вносить еще более активный вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе и в международном сообществе, осуществляя координацию с другими странами, включая своего союзника, Соединенные Штаты Америки[5].
Надо сказать, что современное правительство Японии во многом отходит от традиционной трактовки пацифизма как отрицания права государства на войну. Доказательством этого служит одна из статей газеты Асахи Симбун, в которой говорится, что «правительство призывает к «пацифизму», но «это является не более чем шоу»: «Реальность заключается в том, что Стратегия отражает коренной поворот в политике Японии в сфере национальной безопасности» [5].
По словам С. Абэ, его намерение пересмотра трактовки девятой статьи Конституции предполагает разрешение японским вооруженным силам участвовать в боевых действиях совместно с другими странами, и прежде всего США, в ситуациях, не связанных непосредственно с обороной Японских островов[6]. Иными словами, речь идет о как минимум выходе государства из так называемой «серой зоны» и праве на коллективную самооборону. Реализация этих положений видится Кабинету министров первым шагом к переходу государства на совершенно новый уровень, а также шагом навстречу обретению Японией военной мощи.
Как известно, Япония уже давно стремится стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, и это желание становится сильнее с каждым годом и выражается все большим количеством весомых аргументов. Уже не одно десятилетие существует парадокс: начиная еще с войны в Персидском заливе 1990-1991 годов европейские страны обвиняют Токио в безучастности к мировым проблемам и обыкновении откупиться, однако послевоенная Япония не может участвовать в миротворческих операциях, где открыт даже минимальный огонь. Поэтому, чтобы участвовать в миротворческих операциях ООН, Токио необходимо иметь возможность направлять своих военнослужащих за рубеж. Данная мера рассматривается как завершающий этап обретения легитимного характера вооруженных сил Японии и окончательный отход от «мирной» статьи Конституции.
Однако стоит сказать, что последним документом, относящемся к сфере национальной безопасности государства, является Пятилетняя программа обороны 2014-2018 годов. С тех пор не было замечено публикаций о новых документах, принятых Кабинетом министров. В настоящее время отмечается некоторое затишье в вопросах, связанных с национальной обороной и пересмотром девятой статьи. Более того, сложно сказать, что предпринятые ранее шаги в данной сфере принесли заметные результаты. Но говорить о том, что Токио больше не собирается предпринимать новые попытки к становлению «нормальным государством», нельзя. В первую очередь это обусловлено деятельностью КНДР, нагнетающей обстановку в регионе и представляющую угрозу национальной безопасности Японии и ряду соседних государств. Усиление террористической деятельности и важность кибербезопасности являются отсылкой к реальным техническим возможностям Токио и его участию в региональной и глобальной борьбе с угрозами нового столетия.
Становится очевидным, что даже при большом желании отменить девятую статью Конституции Японии быстро и безболезненно будет невозможно. Данный расклад хорошо понимается Кабинетом министров, посему основные усилия принимаются и будут приниматься для укрепления японо-американского сотрудничества в сфере собственной безопасности, а также его расширения в иных областях двухсторонних отношений. По этой же причине с повестки дня еще долго не уйдет цель становления постоянным членом СБ ООН для расширения и дальнейшего признания военного потенциала Японии. Не менее важным видится подъем интереса и вовлеченности в данные вопросы японского населения, которое на данном этапе достаточно сильно абстрагируется от участия в проблемах, связанных с «мирной» статьей Конституции и национальной безопасностью.
Литература:
- А.Н. Панов. О Японии. Очерки и исследования дипломата / Александр Панов. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 608 с.
- NHKは2018年4月13日からの3日間、全国の18歳以上の男女に対し. URL: https://wwwnhk.or.jp/news/special/kenpou70/yoron2018.html (Дата обращение: 07.12.19)
- Q7 憲法9条「戦争放棄」について、ご意見をお聞かせください(9条に限らず、憲法全体についてのご意見でもけっこうです.
- В. Кистанов. Стратегия Японии: хочешь мира – готовься к войне? Токио взял курс на наращивание военного потенциала страны. URL: http://www.ng.ru/courier/2014-06-30/9_japan.html (Дата обращения: 08.12.19)
- Политика Японии в области обеспечения безопасности / Мир и стабильность в международном сообществе. URL: https://www.ru.emb-japan.go.jp/major_policies/security/index.html (Дата обращения: 08.12.19)
- VOX POPULI, VOX DEI/天声人語. LDP’s constitutional amendment offerings not ripe enough for sampling. URL: https://www.asahi.com/articles/ASH325WMDH32UEHF01G.html?iref=pc_ss_date (Дата обращения: 07.12.19)
- В. Кистанов. Стратегия Японии: хочешь мира – готовься к войне? Токио взял курс на наращивание военного потенциала страны. URL: http://www.ng.ru/courier/2014-06-30/9_japan.html (Дата обращения: 08.12.19)