В современной мировой политике возрастает роль национального самоопределения. Значительную роль в данном процессе играет расширяющийся Евросоюз [1, 2 С.]. ЕС и другие организации стремятся консолидировать усилия стран, являющиеся их членами. Страны- участницы отправляют своих консулов для отстаивания интересов собственных государств.
Ключевой датой стало 13 января 2015 года, когда автономная территория в составе Испании- Каталония стала объявлять собственного журналиста в Евросоюзе официальным представителем в регионе. Формально данное действие привело к уравниванию данного лица к официальным представителям других стран, в том числе и от Испании. Данному событию предшествовал 2004 год , когда правительство Каталонии приняло решение открыть собственное представительство в Брюсселе, тем самым усиливая собственные позиции в Европе. В более поздний период были открыты представительства в Великобритании, Франции, Германии и США.
Опасения Испании связаны не с распространением каталонского языка и культуры, а также прав каталонцев, а с распространением сецессионистских настроений, которые могут привести к суверенитету и самостоятельности региона.
Испания по решению Конституционного суда еще в 1994 году установила ограничения в деятельности автономных областей за пределами страны. Главный постулат в политических отношениях Испании и автономных областей- непротиворечивость внешней политике страны.
Однако Каталония предпринимала попытки уклонится от юридической ответственности по отношению к Испании. Европейские политические круги находились в состоянии резонанса, когда 9 ноября 2014 года Каталония приняла решение провести референдум. Ранее, 13 декабря 2013 года было принято решение о референдуме. Именно с данного момента прослеживается тесная конфронтация Барселоны и Мадрида. Реакционная политика Испании не заставила себя долго ждать: Мадрид признал референдум незаконным.
Яркий специалист в данной теме является Хоаким Колль , который в марте 2014 года назвал два основных сценария развития событий в Каталонии. Первый, наименее вероятный, роспуск Женералитета, чтобы предотвратить проведение референдума. Второй вариант является одобрение в сентябре закона о референдуме, в то время как испанское правительство не успело передать закон в Конституционный суд, тем самым предотвратив подписание декрета. В свою очередь, премьер-министр Каталонии Артур Мас подписывает акт о проведении референдума. Он отдает себе отчет, что испанские власти не признают результаты референдума, который ему не так нужен, как декрет, который позволит ему выглядеть в глазах каталонцев как первым политическим лицом, которое подарило бывшей автономной области право на самоопределение. Более того, Артур Мас выполнил все обещания народа, позволив ему удержать пост премьер-министра минимум на один политический срок.
19 сентября 2014 года Женералитет одобряет закон о референдумах, 27 сентября Мас подписал декрет о подготовке к референдуму, а 30 сентября Конституционный суд Испании не признал законность референдума в Каталонии.
Политические ожидания правящих кругов Каталонии не оправдались. В референдуме приняло участие только 33% каталонцев, почти 81 % проголосовало аз создание независимого и самостоятельного государства Каталония. В случае получения независимости, каталонский язык нуждается в защите и придании статуса официального языка.
Сторонники независимости Каталонии утверждают, ссылаясь на историческое право, что регион был независимым. Это подтверждается несколькими факторами. Это война жнецов, восстание в середине XVII века, когда протестующие высказали недовольство репрессивной политикой Испании, выдвинув лозунг освобождения Каталонии. Правитель Каталонии в 1640 году был низложен. Окончательно восстание было подавлено в 1652 году. В 1873, 1931 и 1934 гг. также принимались попытки объявить независимость Каталонии от Испании. Политики и историки до сих пор ведут споры о данных фактах: можно ли считать данные события формами проведения независимости.
Более убедительным показателем является уровень развития экономики в регионе. Несмотря на то, что Каталония является автономной областью Испании, она занимает первое место в стране по уровню валового внутреннего продукта, четвертое по уровню валового внутреннего продукта на дущу населения (впереди только Наварра, Страна Басков и Мадрид). Добавляет суверенитета региону предоставление права регионам собирать налоги на наследство, недвижимость, начиная с 1982 года.
Эскалация протестных настроений происходит на фоне кризиса, когда каталонцы платят больше среднего, а получают меньше среднего. Каталония находится на третьем месте по размеру выплат и на десятом по объему получаемых денежных средств из Мадрида.
Представляется интересным проследить политические перспективы Каталонии. В декабре 2017 года на парламентских выборах победу одержала партия ”Сьюдаданос” (”Граждане”). Однако сумма мандатов принесла победу двум правым партиям. Правительство так и не было сформировано. Этому феномену предшествовали две причины: аресты лидеров и бегство Пучдемона (действовавшего на тот момент главы правительства) в Брюссель. Новым председателем стал Торрент [2, 1 С.].
- Spisok literatury
- Vernikov V.L. Kaatalonija- ”zamorozhennyj konflikt”/ Sovremennaja Evropa, 2018, 6 s.
- Dronova S.Ju. Nacional’noe samoopredelenie Katalonii: za i protiv/ Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 2015, 9 s.