Великобритания не принадлежит к основателям Европейского Союза. Данную организацию основали 6 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Свое формальное юридическое существование данная организация считает 1951 год, когда был подписан Парижский договор. Противодействие данной организации нашло в союзе 7 государств: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания- они создали экономический союз, получивший название: Европейская организация свободной торговли. Данная организация существует и в настоящее время, однако большинство ее участников приняли членство в Европейском Союзе, который ранее назывался Европейским сообществом [1, 1 С.].
В данной предыстории заключаются противоречия: крупнейший центр ЕС- Франция и Германия (часть исследователей называет их общим понятием- Франкогерманией), которые выступают за большую интеграцию- данная позиция получила название еврооптимизм, с другой стороны находилась Великобритания, которая отстаивала позицию ограниченной интеграции- евроскептицизм.
Первые попытки вступления были предприняты Великобританией в 1961 году. 1967 год характеризуется подписанием договора слияния европейских сообществ. Но решение Шарля де Голля было суровым: заявка Великобритании была дважды отклонена: в 1963 году и в 1967 году. Считалось, что данная страна будет препятствовать объединению европейцев, лоббируя интересы Соединенных Штатов Америки [2, 2 С.]
После отставки де Голля в 1973 году Великобритания снова подает заявку на вступление в ЕС, которую в данный период времени принимают. Однако в момент прихода власти к лейбористам (1974 год), они сделали частью своей предвыборной программы проведение референдума по вопросу о членстве Великобритании в Европейском Союзе. ЕС в рассматриваемое время обладало только экономической интеграцией, о политической интеграции политики не вели разговор.
Политические силы Великобритании распределились следующим образом: консерваторы и правые лейбористы выступили за членство в ЕС, левые лейбористы выступили против. Они считали, что присутствие Великобритании в организации нанесет серьезный удар по местному предпринимательству и интересам рабочих.
Прошедший референдум 5 июня 1975 года зафиксировал 67,23 % голосов в пользу сохранения присутствия страны в Европейском Союзе. Наиболее слабым преимущество было в крупных городах: Лондон и Манчестер. После референдума позиции евроскептиков присутствовали, но не были массовыми. Однако в 1983 году лейбористы снова сделали одним из шагов своей программы выход Великобритании из Европейского Союза. Однако они потерпели политическое поражение от партии консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер.
Знаковым стал 1992 год, когда был подписан Маастрихтский договор, который создал единое политическое поле, общую валюту и корпорацию судей. Начиная с данного периода, часть консерваторов выступила против Европейского Союза. В политическом пространстве Великобритании было создано несколько партий, которые выступили против членства страны в ЕС. Наиболее успешной из них была Партия независимости Соединенного королевства (UK Independence Party, или UKIP). В 2015 году она набрала 12,7 % голосов и одно место в Парламенте. Голосование по Конституции Евросоюза 2005 года также зафиксировало низкий процент голосов у Великобритании.
Положение в Великобритании было отмечено рядом бонусов: страна могла не участвовать в части договоров Европейского Союза, при этом смогла получить часть привилегий. Таким образом, Великобритания в 1995 году отказалась подписать Шенгенский договор, а в 1997 году заключила Амстердамский договор, который включал себя часть положений Шенгенского, а Великобритания получила часть обязательств.
В более поздний период в Великобритании был проведен новый референдум. Он состоялся 23 июня 2016 года. Референдуму предшествовали переговоры Великобритании с Европейским Союзом. Итогом стало провозглашение ключевых положений:
- Великобритания получает право выплачивать иммигрантам из других стран ЕС меньше пособий, чем своим гражданам.
- Парламенты стран-членов союза получили право отправлять законопроекты на доработку, но не могли заблокировать их полностью.
- Национальные правительства получают больше прав депортировать граждан из Европейского Союза.
- Страны из Еврозоны не могут принимать законы, которые выгодны только им.
- Проживающие в Еврозоне получают право проживать в странах членов данной организации.
- Великобритания не подчиняется статье о тесной интеграции членов Европейского Союза.
Становится очевидной осторожная игра Великобритании, которая стремится получить большое количество прав, предоставив возможность протестным выступлениям, одновременно закрыв вопрос о членстве страны в Европейском Союзе.
Дополнительные сложности выхода Великобритании из Европейского Союза заключается в государственном устройстве страны. Главным вопросом стало проведение границы между Ирландией и Северной Ирландией. Брюссель считает, что граница ЕС должна пройти между Северной Ирландией и Великобританией, чтобы не нарушать Белфастское соглашение, которое не включает положения о границе между Ирландией и Северной Ирландией. Для Лондона граница по Ирландскому морю может осложнить отношения с Шотландией, которая не хочет выходить из ЕС.
Spisok literatury.
- Antropova S.Ju., Krasina E.A. Breksit: zakonomernaja sluchajnost’/ Volast’, 2019, 7 s.
- Hlebnikov I.E. Brexit: predposylki, faktory i perspektivy. Chast’ I/ Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, 2017, 13 s.