УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ТИТУЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ПЕРИОД 1994-2017 ГГ.

21 мая 10:44

В современном мире существует огромное количество людей с различной национальной принадлежностью, поэтому эффективное этническое представительство их интересов, в том числе на уровне государственной власти, играет важную роль в поддержании стабильности в государстве и обществе, тем более в таком многонациональном, как Российская Федерация.

Тем не менее, ряд исторических событий конца ХХ века оказал влияние на эволюцию этнополитических процессов в России. Так, после распада Советского Союза, ожидалось что на фоне процессов глобализации этнические проблемы исчезнут, однако вопреки прогнозам специалистов, этничность не только не угасла, но и политизируясь, стала приводить к межнациональным конфликтам. Более того, этнополитические конфликты и возросшая угроза сепаратизма в некоторых регионах привели к фактической невозможности представительства части этнических групп в органах государственной власти, а также оказали влияние на политический процесс современности. 

Именно плюрализм интересов является причиной борьбы за власть и ресурсы, а также возникновения конфликтов между субъектами политики, в том числе этническими группами.  Интересы этносов могут быть экономическими, политическими, социальными, духовными, идеологическими, территориальными, информационными, культурно–языковыми и др. Причем в системе этнических интересов экономическое направление занимает ведущее место, связано это с объективной потребностью повышения качества уровня жизни этносов, посредством занятия выгодных позиций в промышленной, экономической и продовольственных сферах. [2]. Однако часто достичь экономических целей возможно лишь через участие в политической жизни, так как именно государство и политическая элита занимаются распределением ресурсов.

Еще одной причиной возникновения этнополитических конфликтов в политических системах многонациональных государств является отсутствие эффективных механизмов представительства этнических групп.

Этническое представительство — это вид представительства, которое выражает интересы народов через политическую систему, которое может осуществляться в государстве посредством законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Субъектами, представляющими и отстаивающими интересы этнических групп, могут являться лица и группы самых разных социально–экономических слоев населения с различными статусами в обществе. Это могут быть политики и государственные деятели; экономическая элита; лидеры национальных движений; представители политических партий и других форм политических объединений; научная интеллигенция; религиозно–этнические лидеры; работники средств массовой информации и др.

Таким образом, субъектами выражения этнических интересов являются определенные личности или группы, имеющие повышенное этническое самосознание и в полной мере отражающие все интересы представляемого этноса. А эффективное этническое представительство является неотъемлемым фактором успешного и бесконфликтного протекания политического процесса.

Что касается Российской Федерации, то она является самым крупным федеративным государством по числу входящих в неё субъектов, как по территориальному признаку, так и по количеству проживающих этнических групп. Важно отметить, что в основу административно–территориального деления России, в отличие от многих других государств, заложены сразу два признака – национальный и территориальный.

Российская Федерация, переняв в конце ХХ века практику советского административно-территориального деления, переняла и часть проблем, связанных с таким опытом выстраивания государственной системы и этнического самоопределения, что также повлияло на эволюцию этнополитического процесса в постсоветский период. Однако, в начале 1990-х гг. в связи с крахом советской партийной структуры, воздействовать на этнические элиты, определяющие «национальный климат» в своем регионе, представлялось невозможным. В то же время, экономический кризис и отсутствие сильного вышестоящего руководства повлияли на возникновение желания среди некоторых регионов обрести суверенитет, а в национальных республиках сепаратистские настроения стали преобладающими.

Таким образом, главной проблемой российского федерализма начала 90-х гг. ХХ века, был вопрос о правовом статусе субъектов, иначе говоря, о предоставлении большей автономии субъектам или в крайней форме – полном суверенитете.  [1]. Связано это было, в первую очередь, из-за такого явления как статусно–правовое различие автономных округов и республик. Исходя из принципа равенства субъектов – вытекает равенство национально–территориальных субъектов, однако на практике этот принцип не реализовывался и республики имели большие преференции, чем автономные округа. Это собственные законы, Конституция, наряду с русским собственный государственный язык или языки, статус республики и дополнительные дотации из центра против автономных округов, прикрепленных к областям или краям и не имеющих таких привилегий.

Помимо этого, национальные республики в период так называемого «парада суверенитетов» активно отстаивали возможность участия национальных представителей в высших органах государственной власти для отстаивания интересов своего этноса, иными словами, стремились к этническому представительству на федеральном уровне. В то время как некоторые республики, такие как Чеченская Республика или Республика Татарстан, используя различные методы, стремились получить как можно больше суверенитета, вплоть до создания собственных независимых государств. 

В первой половине 90–х гг. происходило активное заключение договоров между регионами и центром. Регионы угрозами сепаратизма смогли выторговать для себя привилегии и преференции, а президент в свою очередь получал поддержку регионов, что было особенно актуально перед президентскими выборами. А радикальные действия по отношению к чеченскому сепаратизму в 1994 году, в качестве превентивных мер, показали решительность федерального центра и готовность применить силу, а также в некоторой степени укрепили связи центра с регионами. Также была возвращена выборность губернаторов, что в некоторой степени ослабляло влияние федеральной власти в регионах.

Таким образом, в 1990-е гг. этничность послужила неким ресурсом или инструментом для региональных элит и способствовала укреплению их власти внутри регионов. Также этничность выступала «предметом торга» за лояльность по отношению к федеральному центру и получение дополнительных преференций и дотаций, что значительно увеличило асимметрию среди регионов.

В 2000-е гг. после выборов нового президента федеральный центр под руководством Владимира Путина начинает выстраивать отношения с регионами в  совершенно новом ключе. Новому правительству для укрепления собственного положения требовалось вытеснение региональных этнических элит из политического процесса и подавления их влияния на местах. [1]. Период начала 2000-х характеризуется «централизацией» государственной власти и сосредоточением в руках федерального центра ключевых полномочий осуществления власти. Основными аспектами выстраивания новых отношений «регион–центр» этого периода являлись: окончательное предотвращение сепаратизма в Чеченской республике; реформа института полномочных представителей и образование федеральных округов; приведение положений, законов, Конституций в соответствие с нормами федерального законодательства; назначение глав регионов федеральным центром, сокращение числа автономных округов, укрупнение регионов и пр.

Данные властные решения повлияли как на этнополитические процессы в целом, так и на эффективность этнического представительства. Региональные этнические элиты и лидеры не пошли на обострение отношений и столкновение с федеральным центром, а выбрали путь интеграции и централизации. На уровне федерального центра кроме интеграции в партийный проект правительства – новой «партии власти», других эффективных механизмов этнического представительства не существовало.

Что касается, этнического представительства в регионах, то проведя сравнительный анализ этнополитической ситуации в пяти национальных республиках Сибири и Дальнего Востока (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Алтай) было выявлено, что на эффективность этнического представительства титульных наций в региональных законодательных органах влияет множество факторов. Это отношения с федеральным центром, доля титульного населения, партийная принадлежность, а также влияние крупных бизнес–структур.

Используя математические методы и модели, довольно сложно объяснить изменения количества представителей этнических интересов титульного населения в Законодательных органах указанных республик СФО и ДФО. Тем не менее, предполагается, что на это влияет фактор урбанизации населения, который измеряем и может при наложении на график показать взаимозависимость или исключить ее.

Сравнительный анализ в данном исследовании был необходим для того, чтобы ответить на поставленный научный вопрос: что определяет этническое представительство?

Первым «кейсом» является Республика Бурятия (рис. 1). Для данной республике характерной чертой является небольшая численность титульного населения по отношению ко всему населению, около 30 %. Уровень урбанизации в период с 1994 по 2017 г. колеблется в районе 57 %. Крупная часть представителей титульной национальности сосредоточена в сельских районах республики, что опосредованно оказывает влияние на количество этнических представителей в законодательном органе (Народный Хурал). Так как формирование Верховного Хурала происходит по округам, то большинство этнических представителей избраны как раз сельскими округами. Уменьшение доли сельского населения и увеличение доли городского частично влияет на формирование законодательного органа Республики Бурятия. Это видно на рис. 1. Доля городского населения незначительно снижается к 2007 г., количество этнических представителей растёт.  Безусловно, на процесс формирования депутатских корпусов влияют и другие факторы. Например, фактор партийной принадлежности. С начала 2000 г., выражение и отстаивание этнических интересов фактически было невозможно без интеграции в про государственные  партийные институты. Таким образом, большинство этнических представителей были партийными функционерами «Отечество–вся Россия», а затем и партии «Единая Россия». Помимо этого, стоить отметить фактор позитивного опыта представителей интересов этноса. Так депутаты, избранные в первые созывы, имеют положительную репутацию, опыт и узнаваемость среди населения, делегирующие свои полномочия.  Зачастую депутаты первых созывов законодательного органа имеют более высокие шансы быть избранными вновь и довольно часто участвуют в деятельности последующих созывов.          

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3360-1.PNG

(Рисунок 1)

График с результатами анализа доли депутатов титульной национальности Республики Бурятия и уровня урбанизации в указанный период, показывает, что при снижении доли городского населения растет число представителей титульной национальности.

Второй субъект федерации, использующийся для сравнительного анализа — Республика Саха (Якутия) (рис. 2). В республике Саха (Якутия) доля титульного населения около 50 %, что является довольно высоким показателем. Высший законодательный орган республики Государственное Собрание (Ил Тумэн). Уровень урбанизации республики примерно 65 %.  Из данных исследования видно, что в 90–е гг. ХХ в. количество представителей порядка 80 %. Это можно объяснить особым положением, сложившимся в отношениях между республикой и федеральным центром. В период «парада суверенитетов» в республике преобладали сепаратистские настроения и желание продолжить свой путь не в составе федерации. Наличие в республике большого экономического и ресурсного обеспечения позволило руководству республики заключить ряд договоров с федеральным центром, что в свою очередь определило особые привилегии и финансовое обеспечение. Именно поэтому в этот период такое крупное число этнических представителей в высшем законодательном органе республики. Затем с 2000–х годов, как писалось ранее в данной исследовательской работе, происходит централизация государственной власти и попытки замещения этнической элиты республики федеральным центром, что влияет на численность представителей. Далее, механизм этнического представительства имеет некую стабильность, что видно на графике при сравнении. Так же видно, что при небольшом снижении доли городского населения в 2004–2009 гг. растет доля представителей титульной национальности, а после роста уровня урбанизации доля представителей снижается и возвращается примерно к исходному положению.

Очевидно, что влияние уровня урбанизации на этническое представительство, так же, как и в случае с Республикой Бурятией имеет место быть, но оно не определяющее. По большому счету, из–за выборности депутатов по округам и проживания большей части титульного населения в сельских территориях.

  (Рисунок 2)

Третьим субъектом федерации для сравнительного анализа является Республика Хакасия (рис. 3). Эта республика входит в Красноярский край в отличие от остальных субъектов, исследуемых в данной исследовательской работе которые автономны.

Особенностью республики является то, что численность титульного населения составляет около 12 % по отношению к общей численности населения. Для титульной республики это очень немного и проявляется в количестве представителей титульной национальности в Верховном Совете Республики Хакасия. Так же стоит отметить, высокий уровень урбанизации около 72 %. Из истории взаимоотношений республики с федеральным центром, даже в сложные и непростые времена какой–либо конфронтации не имелось.

Если обратиться, к результатам исследования на графике 3 можно увидеть, что даже самой небольшой зависимости уровня урбанизации и доли депутатов титульной национальности в Верховном Совете нет. Процесс этнического представительства на всём исследуемом периоде стабилен и не имеет перекосов. Доля депутатов титульной национальности колеблется в районе 15–20 %.

   (Рисунок 3)

Четвертым субъектом федерации для сравнительного анализа стала Республика Тыва (рис. 4). Почти 50 % населения республики проживают в сельской местности в силу традиций и культуры титульного народа. Так же особенность республики в том, что население титульной национальности составляет почти 80 % от всей численности населения республики. Конечно, это напрямую отражается на эффективности этнического представительства в Верховном Хурале республики. Взаимосвязь с уровнем урбанизации здесь есть, но это один из факторов. Основной же фактор — это доля титульного населения в республике.  Данные для исследования удалось найти только с 2010 г., все потому, что законодательный орган республики постоянно видоизменялся. Так, например, в 2000–х гг. число депутатов Верховного Хурала было около 160 депутатов. Для исследования указанного в исследовании периода, сравнение кардинально разных по численности депутатских корпусов влияет на репрезентативность и качество исследования. Но в целом, можно сказать, что с 1994–2010 гг. тенденция была такая же, как с 2010–2017 г. Таким образом, уровень урбанизации опосредованно влияет на количество этнических представителей в законодательном органе Республики Тыва.

(Рисунок 4)

Последний субъект, рассматриваемый в данном исследовании, это Республика Алтай (рис. 5). Доля титульного населения по отношению к общей численности населения около 35 %. Уровень урбанизации за исследуемый период растет, что видно на графике 5. В первых созывах законодательного органа (Эл–Курултай) Республики Алтай доля депутатов титульной национальности около 60 % что, несомненно, много если сравнивать с долей титульного населения в 35 %. Это можно объяснить обострением этнополитического процесса в начале 90–х гг. ХХ в. по поводу автономности и получения особого статуса республики. На графике видно, что с начала периода растет уровень урбанизации, а доля представителей титульной национальности в Эл Курултай снижается. Нельзя говорить, что на процесс снижения доли депутатов титульной национальности в республике влияет только процесс урбанизации, это было бы неверно. В республике происходили схожие процессы, как и в других: выстраивание новых отношений с федеральным центром, смещение позиций этнических элит и этнических лидеров. Таким образом, уровень урбанизации является одним из факторов влияния на  этническое представительство в Республике Алтай.

(Рисунок 5)

Таким образом, уровень урбанизации в республиках, несомненно, имеет косвенное влияние на долю депутатов титульной национальности. Учитывать, как один из факторов этнического представительства определенно возможно, как для изучения опыта в других титульных республиках Российской Федерации, так и для прогнозирования этнополитических процессов. Безусловно, этнополитические процессы, возможно, рассматривать только комплексно и с разными подходами к исследованию. Тем не менее, нельзя забывать о том, что в политической науке существует тенденция перехода к количественным исследованиям. Замерить количественно другие факторы, влияющие на процесс этнического представительства в законодательных органах титульных республик Сибири и Дальнего Востока достаточно проблематично.

Список литературы

 

  1. Dobrynin N. M. Federalizm: istoriko-metodologicheskie aspekty / N. M. Dobrynin. – Novosibirsk : Nauka, 2005. – 368 c.
  2. Reznik Ju. M. Sociokul’turnaja antropologija. Istorija, teorija i metodologija / pod red. Ju. M. Reznika. M.: Kul’tura, 2012. – 1000 s.
  3. Ochirova V. M. Jetnicheskij sostav politicheskih jelit polijetnicheskih regionov Rossii / V. M. Ochirova. // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologija. Filosofija. – 2011. – 14. – S. 139—144.
  4. EMISS Gosudarstvennaja statistika [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : https://www.fedstat.ru/indicator (data obrashhenija: 14.05.2018).
  5. Oficial’nyj sajt Verhovnogo Soveta Respubliki Hakasija [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.vskhakasia.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  6. Oficial’nyj sajt Verhovnogo Hurala Respubliki Tyva [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.khural.org (data obrashhenija: 14.05.2018).
  7. Oficial’nyj sajt Gosudarstvennogo Sobranija (Jel Kurultaj) Respubliki Altaj [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.khural.org (data obrashhenija: 14.05.2018).
  8. Oficial’nyj sajt Gosudarstvennogo Sobranija(Il Tumjen) Res-publiki Saha(Jakutija) [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://iltumen.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  9. Oficial’nyj sajt Narodnogo Hurala Respubliki Burjatija [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://hural–buryatia.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  10. Oficial’nyj sajt territorial’nogo organa Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu kraju i Respublike Altaj [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://akstat.gks.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  11. Oficial’nyj sajt territorial’nogo organa Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnojarskomu kraju, Respublike Hakasija i Respublike Tyva. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://krasstat.gks.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  12. Oficial’nyj sajt territorial’nogo organa Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Burjatii [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://burstat.gks.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).
  13. Oficial’nyj sajt territorial’nogo organa Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Saha(Jakutija) [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://sakha.gks.ru (data obrashhenija: 14.05.2018).