РЕАКЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПОЛИТИКУ МАККАРТИЗМА, 1950 — 1954 ГГ.: КОММУНИСТЫ ПРОТИВ МАККАРТИ

3 октября 3:14

Конец 20-х – начало 30-х гг. XX в. оказались тяжелыми в истории США. Великая депрессия повлияла на отношение общества к провозглашенным идеям, принципам и приоритетам демократического государства, неспособного регулировать экономические процессы. Часть американской общественности начинает симпатизировать социалистическим идеям, резко возрастает политическое влияние левых сил. В период «красных тридцатых в стране возросла активность американских коммунистов, получавших поддержку от американских профсоюзов, общественных организаций, леволиберальных интеллектуалов, отдельных политических деятелей. Все это дополнялось авторитетом Советского Союза, в котором «социалистический эксперимент» проходил весьма успешно. После Второй мировой войны, одним из последствий которой был рост авторитета СССР в мире, усилением международного коммунистического движения, в Соединенных Штатах началась активная фаза борьбы с «красной угрозой», связанная с именем сенатора Маккарти.

Американский коммунист Говард Фаст в своих мемуарах «Быть красным» дает яркую характеристику этого процесса: «Писать о Коммунистической партии и её борьбе в те 30-е, 40-е, 50-е гг. – самая сложная задача, с которой может столкнутся историк сегодня, поскольку, с конца Второй мировой войны американский истеблишмент был          вовлечен в гигантскую антикоммунистическую компанию ненависти и клеветы, вкладывавший неисчислимые миллионы в неё, использовав армию писателей и публицистов, чтобы охватить каждый мозг в Америке»[1].

Влияние американских коммунистов в конце Второй мировой войны частично было ослаблено политикой Генерального секретаря компартии США Эрла Браудера. Еще в 1944 г. он заявил о мирном сосуществовании капитализма и коммунизма, что привело к разногласиям внутри партии и попыткам ее роспуска.

Речь сенатора Дж. Р. Маккарти 9 февраля 1950 г. в женском республиканском клубе Уилинга Западной Вирджинии сделала его известным во всей Америке и стала предметом больших дебатов. Он заявил о проникновении коммунистов в Государственный Департамент США и назвал конкретное их число. В местной газете «The Wheeling Intelligencer» сообщалось, что Маккарти указывал на наличие 205 коммунистов[2], но так как речь не была записана версии свидетелей расходятся. На следующий день в интервью местным журналистам Солт-Лейк-Сити сенатор говорил о 57 коммунистах: «Вчера вечером я говорил о «коммунистах в Государственном департаменте». Я заявил, что у меня есть имена 57 членов Коммунистической партии… Сегодня я заметил, что Государственный департамент это отрицает»[3].

Э. Шреккер рассматривает термин «маккартизм» как синоним антикоммунистических политических репрессий в начале Холодной войны. «Существовала ультраконсервативная версия, разрабатываемая патриотическими группами и правыми активистами… Была также либеральная версия, которая поддерживала санкции против коммунистов…была даже левая версия, состоящая из антисталинских радикалов, которые нападали на коммунистов как предателей социалистического идеала. Кроме того, был бренд сторонников маккартизма, созданный такими амбициозными политиками как Ричард Никсон и Джо Маккарти, которые надеялись продолжить свою карьеру и поддержать Республиканскую партию»[4].

Уголовные преследования, расследования Конгресса, слушания по определению лояльности, безопасности и политическая слежка в эпоху Маккарти ущемляли права личности. Внутренние экономические санкции позволили маккартизму подавить оппозицию, в большинстве случаев эти санкции действовали в соответствии с двухэтапной процедурой. Во-первых, предполагаемые коммунисты идентифицировались; затем их увольняли. Первым этапом занимался официальный орган, такой как комитет конгресса по расследованию или ФБР, в то время как государственный или частный работодатель мог позаботится об исполнении второго[5].

В 1950 г., на одном из заседаний, посвященном внешней политике США, сенатор Маккарти разъяснил значение взятой им на себя роли общественного обвинителя: «Мы убеждаемся, что коммунисты проявляют исключительную ловкость в тех вопросах, которые представляют для них интерес. Они ведут большую подпольную работу. Трудно уличить их преступной деятельности, связанной со шпионажем, но мы нашли один способ. Мы судим их за лжесвидетельство, а некоторых наиболее опасных из них устраняем. Поэтому я надеюсь, что каждый свидетель, вызванный в комиссию, будет приведен к присяге и его показания будут изучены самым тщательным образом; и если мы не в силах осудить некоторых из них за их антигосударственную деятельность, возможно, мы сумеем осудить их за лжесвидетельство»[6].

Период «маккартизма» (1950 – 1954 гг.) был непродолжительным, но на национальном уровне проводилась репрессивная политика в отношении части граждан, выражавшаяся в обвинениях в сотрудничестве с коммунистами, сопровождавшаяся показательными процессами, массовыми увольнениями, отказами в проведении публичных собраний и митингов, изъятием личной переписки и периодики, введением черных списков, внесение в которые приводило , помимо прочего, к социальным гонениям.

Широкое распространение подкомиссий конгресса, состоящих по факту из одного человека, являлось еще одной особенностью периода. Такая система концентрировала слишком большую власть в руках отдельного сенатора или конгрессмена; присутствие других членов могло бы в какой-то степени обуздать их. На деле члены конгресса, состоящие в главных комиссиях по расследованиям, все больше отходили от своих прямых обязанностей по внесению и утверждению законодательных предположений, направленных на благо американского народа.

В 1951 г. швейцарским судом был вынесен приговор американскому гражданину Чарльзу Дэвису за политический шпионаж; он признался, что, находясь на службе сенатора Маккарти, он пытался ложно обвинить Джона Картера Винсента, американского посла в Швейцарии, в том что он тайный «красный» агент. Девис составил фальшивую телеграмму от имени видного швейцарского коммуниста, адресовав её Винсенту, надеясь спровоцировать на компрометирующий ответ. Позднее он изложил подробности этого дела в серии статей в газете «The Daily Compass», озаглавленной «Я был шпионом Маккарти»[7].

Радиоинженер Раймонд Каплан покончил жизнь самоубийством, боясь, как бы Маккарти не привлек его к ответственности. В предсмертном письме жене и сыну он писал: «В своей работе я не совершал ничего такого, что, по моему глубокому убеждению, не соответствовало бы интересам моей страны или чего бы мне пришлось стыдится. А интересы моей страны требуют суровой борьбы с коммунизмом…Пресса, по указке, возможно начнет компанию против меня…Поскольку большая часть информации проходило через мои руки, то я, вероятно, буду служить козлом отпущения за все ошибки»[8].

Известный американский публицист Уолтер Липпман на страницах «New York Herald Tribune» писал: «Человеку, которому предъявлено обвинение и который может лишь отрицать свою вину, противостоит сенатор Соединенных Штатов, имеющий в своем распоряжении весь аппарат сенатской комиссии и свой секретариат, а также целый легион платных и добровольных осведомителей…Корень зла заключается в том, что расследование, проводимое Маккарти, представляет собой судебное преследование и притом такое, которое не ставит задачей найти истину и добиться справедливости»[9].

К. Ламонт, возглавлявший в 30-е гг. общество Друзей Советской России, в книге «Свобода должна быть свободой на деле» сформулировал двадцать пять пунктов, содержавших антиконституционные действия и антидемократические приемы конгресса. Первый пункт гласит: «Комиссии конгресса нарушают Первую поправку к конституции, в особенности положения, касающиеся свободы слова и печати, допрашивая людей об их идеях, убеждениях и связях…2.Они нарушают Четвертую поправку, пытаясь производить ничем не обоснованные «обыски и аресты… Нарушают пятую поправку, отказываясь соблюдать правило «законного судебного разбирательства» в отношении допрашиваемых свидетелей, привлекая к ответственности и наказывая тех, кто использует эту поправку»[10].

В декабре 1954 г. сенат 67 голосами против 22 вынес порицание Маккарти за его оскорбительное поведение и политику обструкций в отношении подкомиссии. Период «охоты на ведьм» в США закончился.

Американский коммунист, Джон Гейтс, опубликовал свои мемуары в 1959 г. Еще будучи студентом, Гейтс открыл для себя труды Карла Маркса: «Эти труды предоставили мне то, что казалось ключом ко вселенной. Изучая страницы, я нашел ответы, которые искал: причины депрессии, войны, несправедливости, угнетения и бесчеловечности, а также решения путем социалистической перестройки общества и создания всемирного братства людей»[11].

Характеризуя негативное влияние маккартизма на американских коммунистов, Дж. Гейтс делает следующий вывод: «Американская Коммунистическая партия потерпела крах и распалась. Остается менее 5000 членов, из которых не более трети платят взносы… Средний возраст составляет более 50 лет, и в течение десятилетия не было набора молодых людей или новых членов»[12].

Сам Дж. Гейтс вышел из состава Коммунистической партии США в январе 1958 г.: «Я пришел к этому решению после 27 лет в коммунистическом движении, потому что я чувствую, что Коммунистическая партия перестала быть эффективной силой для демократии, мира и социализма в Соединенных Штатах…Те же идеалы, которые привели меня к социализму, все еще мотивируют меня. Я не верю то, что возможно служить этим идеалам внутри коммунистической партии»[13].

Дж. Гейтс, вспоминая о Г. Фасте, пишет: «Это был противоречивый человек. Добившись еще до вступления в партию оглушительной популярности, он стал объектом бойкота за свои политические воззрения. Многие в коммунистическом движении ему поклонялись, многих он отвращал… За свои принципы он поплатился тюрьмой»[14].

Период с 1945-1952 гг. Г. Фаст называет худшими годами малого террора, деньги миллионов налогоплательщиков шли на то, чтобы следить коммунистов, прослушивать телефоны, устраивать обыски в их домах[15]. Г. Фаст вышел из Коммунистической партии в 1956 г. под влиянием венгерских событий.

Снижение роли Коммунистической партии США в американском обществе в 50-е гг. в значительной степени стало результатом политики маккартизма. Антикоммунистическая политика властей и разногласия внутри самой партии расшатали её внутреннюю структуру и стабильность. Результаты опроса общественного мнения, проведенного в 1958 г. в Бостоне спустя год после смерти сенатора, продемонстрировали, что американское общество, как это не странно, в целом одобрило борьбу с коммунистами. 64% опрошенных согласились с пунктом о том, что проделанная работа сенатором внесла большой вклад в страну; 50 % утверждали правоту Маккарти в его методах, допуская обвинения невинных людей; и  33 % опрошенных согласились с положительным значением потери влияния сенатора[16].

Список использованной литературы:

1 Desmond F. MсCarthy Charges Reds Hold U. S. [Electronic resource] / F. Desmond // The Wheeling Intelligencer. –1950. – February 10. – № 12. – P. 23. – Electronic text data. URL: http://www.ohiocountylibrary.org/wheeling-history/5655#news, free access (09.02.2020). – Title from screen.

2 Fast H. Being Red [Text] / H. Fast. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1990. – 370 p.

3 Gates J. The Story of an American Communist [Electronic resource] / J. Gates. 1959. – Electronic text data. – New York., 1958. – 221 pp. URL: https://spartacus-educational.com/USAcommunist.htm, free access (09.02.2020). – Title from screen.

4 Hearing before a Subcommittee of the Committee on Foreign Relations of the U.S. Senate, 81st Congress, 1950, Part I, p. 14.

5 Lamont C. Freedom is as freedom does: civil liberties in America [Electronic resource] / C. Lamont. – New York, 1956. – 326 p. URL: http://www.columbia.edu/cu/lweb/digital/collections/cul/texts/ldpd_8331676_000/, free access (09.02.2020). – Title from screen.

6 Sokol R. Power Orientation and McCarthyism. American Journal of Sociology, vol. 73, № 4, 1968, pp. 445. URL: www.jstor.org/stable/2775942 (17.02.2020). – Title from screen.

7 Schrecker E. McCarthyism: Political Repression and the Fear of Communism. Social Research, vol. 71, № 4, 2004, pp. 1043-1045. URL: www.jstor.org/stable/40971992. (15.02.2020). Title from the screen.

 

[1] Fast H. Being Red [Text] / H. Fast. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1990. – Pp. 27.

[2] Desmond F. MсCarthy Charges Reds Hold U. S. [Electronic resource] / F. Desmond // The Wheeling Intelligencer. – 1950. – February 10. – № 12. – P. 23. – Electronic text data. URL: http://www.ohiocountylibrary.org/wheeling-history/5655#news, free access (09.02.2020). – Title from screen.

[3] Lamont C. Freedom is as freedom does: civil liberties in America [Electronic resource] / C. Lamont. – New York, 1956. – Pp 78. – Electronic text data. URL: http://www.columbia.edu/cu/lweb/digital/collections/cul/texts/ldpd_8331676_000/(15.02.2020). Title from the screen.

[4] Schrecker E. McCarthyism: Political Repression and the Fear of Communism. Social Research, vol. 71, no. 4, 2004, pp. 1043. URL: www.jstor.org/stable/40971992 (15.02.2020). Title from the screen.

[5] Ibid. 1043-1044.

[6] Hearing before a Subcommittee of the Committee on Foreign Relations of the U.S. Senate, 81st Congress, 1950, Part I, p. 14.

[7] Lamont C. Freedom is as freedom does: civil liberties in America. Pp. 79.

[8] Ibid. Pp 72.

[9] Ibid. 74.

[10] Ibid. 75-78.

[11] Gates J. The Story of an American Communist [Electronic resource] / J. Gates. 1959. – Electronic text data. – New York : Thomas Nelson & Sons, 1958. Pp. 187. URL: https://spartacus-educational.com/USAcommunist.htm, free access (09.02.2020). – Title from screen.

[12] Ibid. 145.

[13] Ibid. 157.

[14] Ibid. 78.

[15] Fast, H. Being Red [Text] / H. Fast. – Boston : Houghton Mifflin Company, 1990. – Pp 177.

[16] Sokol R. Power Orientation and McCarthyism. American Journal of Sociology, vol. 73, no. 4, 1968, pp. 445. JSTOR. URL: www.jstor.org/stable/2775942  (17.02.2020). – Title from screen.