ТЕОРИЯ НАСТУПАТЕЛЬНОГО РЕАЛИЗМА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

24 января 11:19

Внешняя политика любого государства имеет в своей основе теоретический базис. Если знать, какая теория положена в основу внешнеполитического курса того или иного государства, то становится возможным оценка и прогнозирование дальнейшего развития международных событий, в которых интересующее нас государство принимает участие.

 Так, например, во внешней политике США и в ее Стратегии национальной безопасности, разработанной администрацией Дональда Трампа в 2017 году, отчетливо прослеживается след теории наступательного реализма, автором которой является американский политолог-неореалист Дж. Миршаймер.

Выделяют следующие ключевые аспекты теории:

  • Государства – главные участники международной системы.
  • Все государства обладают военной наступательной мощью, поэтому каждое государство – угроза для другого государства.
  • Государства не могут быть уверены в намерениях других государств.
  • Главная цель любого государства – выживание, поэтому государства в первую очередь стремятся обеспечить собственную безопасность.
  • Государства рациональны, действуют максимально выгодно и в соответствии со своими интересами. [2]

Основываясь на названных выше аспектах, рассмотрим внешнюю политику США.

Государства – главные участники международной системы.

Фактически, это положение опровергается современной системой международных отношений, в формировании которой огромную роль играют негосударственные участники (такие как транснациональные корпорации, неправительственные организации и террористические группировки) и международные организации. Но, тем не менее, во внешней политике США были прецеденты, ставящие государство во главу системы, несмотря на позицию других участников по проблемному вопросу (бомбардировка Югославии американскими военными силами без мандата ООН, например, может расцениваться как шаг, демонстрирующий главенствующую роль государства в системе международных отношений).

Все государства обладают военной наступательной мощью, поэтому каждое государство – угроза для другого государства.

США стремятся к наращиванию своего военного потенциала и делают это успешно – по данным Стокгольмского института исследования проблем мира США уже не первый год занимают 1-е место в списке государств по военным расходам. И также не впервые главной своей угрозой в СНБ США называют КНР (2-е место в вышеупомянутом списке) и РФ (3-е место в 2017 г. и 4-е – в 2018 г.). [6] Таким образом, США устанавливают прямую связь между военным потенциалом государства и его возможной угрозой безопасности Соединенных Штатов Америки.

Государства не могут быть уверены в намерениях других государств.

Внешнеполитические обязательства США действительно выполняются не всегда. Можно привести два примера в подтверждение.

Во-первых, ситуация по Совместному всеобъемлющему плану действий между Ираном и группой государств 5+1 (постоянные члены Совета Безопасности ООН и Германия) наглядно продемонстрировала, что США не всегда можно доверять. Спорным шагом, получившим неоднозначную международную реакцию, было денонсирование США в 2018 году в одностороннем порядке этого соглашения и введение дополнительных санкций против Ирана. [3]

Во-вторых, ситуация в Ливии в 2011 году, также свидетельствует о том, что не всегда «благие намерения» США действительно несут благо для тех, кто вступает с ними в договоренности. После согласия Ливии на закрытие ядерной программы, США фактически поддержали повстанцев в борьбе с ливийским правительством, что привело к периоду нестабильности, гражданской войне и фактическому распаду Ливии на ряд самостоятельных территорий, конфликтующих между собой. [1]

Главная цель любого государства – выживание, поэтому государства в первую очередь стремятся обеспечить собственную безопасность.

Как уже было сказано ранее, США лидируют по количеству военных расходов, что можно трактовать как стремление обеспечению собственной национальной безопасности. Национальная безопасность, в свою очередь является гарантом суверенитета, без которого государство фактически утрачивает свою независимость и «погибает».

Государства рациональны, действуют максимально выгодно и в соответствии со своими интересами.

Как уже было сказано выше, безопасность – главный интерес государства. Национальную безопасность США поддерживает также и их влияние на систему международных отношений. Соответственно, возможность других государств повлиять на степень своей значимости в мировых процессах США воспринимает крайней негативно.

Так, в Стратегии национальной безопасности 2017 г. неоднократно говорится о том, что главные оппоненты США – КНР и РФ –«будут использовать любые методы для снижения влияния США в мире» [5]. И американцам следует «приготовиться к такого рода противостоянию» [5], путем «значительного увеличения численности вооруженных сил, модернизации ядерного арсенала, тотального отказа от «невыгодных» [5] договоренностей предыдущих администраций».

Стоит отметить, что согласно теории наступательного реализма Дж. Миршаймера сотрудничество между государствами невозможно. В презентации Стратегии национальной безопасности Дональд Трамп неоднократно говорит, что «мы вошли в эру конкуренции» [5] и межгосударственные отношения носят соответствующий характер. При этом, как говорит Трамп, дружба с конкурентами возможна, но только «при условии, что американские интересы и ценности будут защищены» [5], другими словами – при условии сохранения баланса сил (что уже противоречит взглядам Дж. Миршаймера, т.к. дружба между государствами может привести к усилению одного из них с последующим нарушением баланса сил [4]).

Условиям поддержания баланса сил в Стратегии национальной безопасности 2017 г. также уделяется большое внимание. Готовность к противостоянию с РФ и КНР прямо говорит о том, что эти государства в видении США являются нарушителями баланса сил на международной арене, что является недопустимым.

В целом, можно сделать вывод, что основная часть теории наступательного реализма Дж. Миршаймера входит в базис внешнеполитической стратегии США, что находит отражение и в таки документах, как Стратегия национальной безопасности.

 

Использованные источники:

  1. Гражданская война в Ливии // РИА Новости URL: https://ria.ru/20160215/1372910230.html
  2. Сетов, Н.Р. Теория «Наступательного реализма» Дж. Миэршеймера // ПОЛИТЭКС. 2011. №1. С. 54-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-nastupatelnogo-realizma-dzh-miersheymera
  3. Трамп отказался одобрить ядерную сделку с Ираном // BBC News. Русская служба URL: https://www.bbc.com/russian/news-41616875
  4. John J. Mearsheimer. The false promise of international institutions. // Guillaume Nicaise URL: http://www.guillaumenicaise.com/wp-content/uploads/2013/10/mearsheimer_The-False-Promise-of-International-Institutions.pdf
  5. National Security Strategy of the United States of America // The White House URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
  6. SIPRI Military Expenditure Database // Stockholm International Peace Research Institute URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-04/fs_1904_milex_2018.pdf