СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЯПОНИИ

29 июня 10:48

Несмотря на то, что Китайская Народная Республика и Япония могут показаться очень похожими на первый взгляд, у них есть ряд кардинальных различий, связанных в первую очередь с их культурно-историческим развитием, что, естественно, оказывает большое влияние на формирование внешнеполитического процесса этих двух передовых азиатских держав.

Традиционное японское общество было феодальным, что приближало его к обществам западного типа. Кроме того, японское общество не имело строгой иерархии, что также отличало Японию от соседних государств (Китая и России, например). Скорее всего, именно это оказало влияние на характер будущей модернизации Японии. Модернизации Японии способствовало и наличие серьезных предшествовавших европеизации культурных заимствований у Китая, таких как культ образования, традиция эффективного управления и т.д..

Япония, в отличие от Китая, никогда не отвергала западную культуру и стремилась перенять научные знания европейцев. Даже в период, когда сегуны закрыли Японию от европейских влияний, связи с западным миром не были разорваны полностью – в страну были допущены голландцы. Изучая «голландскую науку» японцы развивали сферы науки и образования [5], что в совокупности с культурными заимствованиями у Китая позволило создать крепкий фундамент для социально-политической и экономической модернизации страны в период Мэйдзи (1868-1912 гг.).

Успешная модернизация Японии превратила ее к началу XX в. в одну из великих военных держав. Доказательством успешности реформ стала первая сокрушительная победа азиатов над великой военной державой в ходе русско-японской войны 1905—1907 гг.

После революции Мэйдзи в Японии армия стала играть самостоятельную политическую роль, что подтверждает факт расцвета милитаризма. Другой крупной политической силой стали монополистические концерны — дзайбатсу.

В отличие от конституции, принятой в период Мэйдзи, действующая конституция полностью отстраняет императора от реальной власти. Япония является классической парламентской демократией с двухпалатным парламентом и премьер-министром. [7]

Как и в других парламентских демократиях, последнее слово в принятии решений по внешнеполитическим проблемам имеет премьер-министр, который также возглавляет правящую партию. Глава Министерства иностранных дел является основным советчиком премьера по вопросам планирования и реализации внешнеполитических решений [7].

Важную роль во внешнеполитическом процессе играет еще одна особенность политической культуры Японии — очень сильное чувство групповой солидарности и единства. Одним из механизмов ее формирования является выстраивание различного рода иерархических межличностных связей. На внешнеполитическое мировоззрение японцев влияет, прежде всего, разница в восприятии членов и нечленов сообщества. Весь мир воспринимается японцами как неформальная иерархия народов. [6]

Важной особенностью политической культуры Японии является принцип раннего ухода руководителей на пенсию и, соответственно, досрочного ухода с императорского трона. В результате происходит достаточно быстрая ротация руководства правящей партии и страны.

На функционировании политической системы Японии серьезно сказывается характерное для всех конфуцианских обществ стремление видеть связи между людьми в виде отношения старших и младших членов семьи. В результате политические партии и государственные органы пронизаны скорее личностными, чем правовыми связями. Эта особенность политической культуры Японии приводит к необходимости многосторонних неформальных личных согласований при принятии внешнеполитических решений. [6]

Описанные выше особенности политической культуры Японии сказываются на процессе принятия внешнеполитических решений намного больше, чем формальные конституционные правила. Сохранение групповой солидарности требует избегать открытых конфликтов, поэтому все внешнеполитические решения согласуются заранее, в ходе закрытых личных консультаций. Затем они формально принимаются консенсусом.

Важную роль во внешнеполитическом процессе Японии играют Соединенные Штаты Америки. Приоритетная роль США во внешней политике Японии закрепилась в 1951 г. Сан-Францисским мирным договором, а в апреле 1952 г. вступил в силу договор о безопасности между США и Японией, который повлиял на решение вопроса по спорным территориям с Россией.

В дальнейшем приоритет на выстраивание партнерских отношений с США сохранялся. Сейчас Япония стремится избавиться от роли сателлита США и подчеркивает свою самостоятельную значимость. Пользуясь своим экономическим весом, который гарантирует ей место в таких ключевых институтах, как «большая восьмерка», Япония все более активно борется за получение статуса полноправной великой державы.

В Китае предпосылки к успешной модернизации, которые переняла у него Япония, долгое время не были реализованы из-за чувства собственного превосходства над остальным миром (китаецентризм).Четко выстроенная горизонтальная иерархия также не ускоряла путь к модернизации.

В целом для Китая модернизация была своеобразной реакцией на ситуацию слабости и отставания государства по сравнению с Европой, которую, в силу китаенцетризма, очень сложно было принять.

Модернизация осуществлялась через сильное государство: изначально целью было недопущение усиления чужеземного влияния. Постепенно были опробованы различные, в том числе, провальные модели модернизации («самоусиление», правление Гоминьдана, маоизм). Успешный путь (в социально-экономическом плане) был найден только в 70-х годах XX в. — путь синтеза традиционных и западных институтов. Большую роль в модернизации играли сильное государство и социально-эгалитарные настроения. [3]

Современный Китай не заинтересован в противоборстве с Западом, если только не затрагиваются внутренние китайские проблемы («независимость» Тайваня, критика за нарушение прав человека и т.д.).

В соответствии с конфуцианскими традициями система государственного управления воспринималась как органическое продолжение семейно-клановых структур. Чиновники должны были относиться к населению как старшие в семье к младшим, и наоборот.

После образования КНР ее политическая система прошла долги й путь трансформации. При Мао внешнеполитический процесс в Китае соответствовал классическим тоталитарным образцам. После смерти Мао страна вступила на путь реформ – экономических и политических. [3]

Существующая в настоящий момент система принятия внешнеполитических решений отличается внедрением определенных элементов диалога и множественностью лиц, принимающих решения. Правда, число этих лиц по-прежнему ограничено. Процесс принятия внешнеполитических решений в Китае чрезвычайно сложен. В нем участвует много разнообразных инстанций, а способы согласования позиций между ними скрыты как от общества, так и от внешних наблюдателей. Ключевые внешнеполитические решения, носящие стратегический характер, вырабатываются в Коммунистической партии Китая (далее – КПК).

Традиционно важную роль в выработке внешней политики страны играет Народно-освободительная армия Китая (далее – НОАК). Однако она находится под строжайшим контролем со стороны высшего уровня партийной иерархии. [2]

Высшим административным органом является Государственный совет КНР (правительство). Три ведомства Госсовета, оказывающие наибольшее влияние на выработку внешней политики: МИД, министерство внешнеэкономических отношений и торговли, министерство обороны. [8]

Стоит отметить, что политика Китая в период правления КПК постоянно менялась.

В 1950 г.  Китай подписал с СССР договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

Однако после смерти Сталина отношения Мао с новым советским вождем Н. С. Хрущевым испортились. Нейтральная позиция СССР в приграничном конфликте Индии и Китая в 1959 г., неготовность помочь в завоевании Тайваня, а также нежелание идти на мировую войну с США Мао трактовал как предательство. В 1960 г. Мао инициировал политику «большого скачка». Она означала разрыв с советской моделью развития. [1]

Радикальность китайской политики в 1960-е годы привела к тому, что были расстроены отношения КНР с СССР, США и большинством стран «третьего мира». Страна оказалась в международной изоляции. Она даже не была представлена в главных международных организациях.

В 1970-х годах Китай стал постепенно выходить из международной изоляции. Решающий прорыв был сделан в отношениях с США. Мао пошел на сближение с Америкой после поражения китайской армии в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманский в 1969 г. В 1971 г. Китай вступил в ООН.

Во второй половине 1970-х годов отношения между СССР и Китаем ухудшились настолько, что Советский Союз был объявлен «худшим из двух гегемонистов».

После смерти Мао в 1976 г. китайская внешняя политика стала менее агрессивной и более гибкой. Результатом этого стал беспрецедентный в мировой истории приток инвестиций и бурное экономическое развитие страны. 1 июля 1997 г. КНР была передана английская колония Гонконг, 20 декабря 1999 г. — португальская колония Макао. [1]

Важным фактором во внешнеполитическом процессе КНР в новом тысячелетии стало постепенное превращение Китая в сверхдержаву, геополитически соперничающую с США. Китайское влияние и китайский бизнес начинают проявляться буквально повсюду.

Натянутыми остаются отношения КНР с Японией. Начало 2005 г. характеризовалось резким обострением отношений между КНР и Японией, вызванным недовольством Китая позицией Японии по Тайваню, а также изданием в Японии нового учебника истории, оправдывающего агрессивную экспансию Японии в 1930—1940-е годы. [4]

Проанализировав особенности внешнеполитического процесса Японии и КНР можно выделить ряд сходств и отличий.

Сходства заключаются в том, что на внешнеполитические процессы и порядок их реализации оказало серьезное влияние культурно-историческое наследие и политический режим.

Во-первых, в обоих государствах практикуется закрытый способ принятия внешнеполитических решений. Но, стоит отметить, что в демократической Японии  создается видимость совещания по вопросу, по итогам которого стороны приходят к консенсусу по уже ранее принятому в ходе закрытых личных консультаций решению, в то время как в КНР (как и в любом тоталитарном государстве) решение, принятое КПК, озвучивается как обязательное к исполнению, доработке или обсуждению оно не подлежит.

Во-вторых, в обоих государствах в связи с особенностями, наложенными конфуцианством, отношения между людьми (в том числе и политические) строятся по модели семейных отношений. Разница лишь в том, что в Японии эта модель отношений распространяется скорее на политические партии, государственные органы и иерархию внутри них, в то время как в КНР в роли «старшего члена семьи » выступает государство, а в роли «младшего» – граждане.

Таким образом, даже в сходствах мы можем наблюдать различия, связанные с практикой реализации внешнеполитического решения.

Главное различие, на мой взгляд, обусловлено разными подходами к своей позиции в международных отношениях. Так, КНР позиционирует себя как центральное государство, она не осуществляет прямого политического вмешательства во внутренние дела других государств, делая это при помощи «мягкой силы» и экономических ресурсов в частности. КНР зациклена на решении своих собственных внутренних проблем, вмешательства в которые она не приемлет. 

Япония же, наоборот, в исторической ретроспективе стремилась оказывать влияние на другие государства, используя свою военную силу. Возможно, на это стремление использовать силовые методы влияли недостаточная площадь территории и крайне ограниченный ресурсный потенциал при высоком научном потенциале, который был приобретен еще в XIX веке.

Также стоит отметить тот факт, что КНР, в отличие от Японии, никогда не была государством-сателлитом – во всех союзах Китай выступал как минимум в качестве равноправного участника. В то время как Япония в определенный промежуток времени фактически зависела от Соединенных Штатов Америки. Соответственно, это сказывалось на принятии и реализации внешнеполитических решений – КНР всегда принимала решения, ориентируясь исключительно на свои интересы и в целях решения в первую очередь своих собственных проблем, в то время как Япония была этой возможности лишена и решения принимались с учетом позиции США по проблемным вопросам.

 

Использованные источники:

  1. Алексеева Т.А., Казанцев А.А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ: учеб. Пособие для студентов вузов / Т.А. Алексеева, А.А. Казанцев. М.: Аспект Пресс, 2012. 223 с.
  2. Анатомия дракона // Издательский дом Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/2075679
  3. Бальчиндоржиева, О.Б. Модернизация китайского общества: автореф. дис. … д-р. филос. наук: 09.00.11. Улан-Удэ, 2015. С. 42.
  4. Досье: Японо-китайские отношения // Информационное агенство ТАСС URL: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/659437
  5. Кудояров, В. Н. Японо-голландские отношения в эпоху Эдо (1603–1867) // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. №3. С. 54-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yapono-gollandskie-otnosheniya-v-epohu-edo-1603-1867
  6. Лобковская, Н.И. Социокультурная детерминация политических традиций Японии: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2008. С. 24
  7. Политическая система современной Японии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» / [П. А. Калмычек и др.]; под ред. Д. В. Стрельцова ; Ассоц. японоведов, Московский гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России, Ин-т востоковедения РАН. Москва : Аспект Пресс, 2013. 381 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005575322
  8. Смирнов Дмитрий Анатольевич Политическая система китайской народной Республики: основные этапы и особенности развития // Социология власти. №2. С. 162-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sistema-kitayskoy-narodnoy-respubliki-osnovnye-etapy-i-osobennosti-razvitiya