Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на примере реабилитационного центра ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ»

31 января 5:59

Детская инвалидность является социально значимой проблемой в обществе. Инвалидность у детей приводит к их существенному ограничению жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. В итоге ребенок начинает испытывать трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.

Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми — инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому создаётся острая необходимость в разработке эффективных методов и технологий, способствующих интеграции детей в будущем в социально — экономическое пространство.

Объектом исследования являются технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования является эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью исследования является оценка эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1.Изучить эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».

2.Разработать рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий реабилитации детей с ОВЗ.

В нашем исследовании участвовали родители детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходили социальную реабилитацию в ГБУ РС(Я) «Нюрбинском республиканском реабилитационном центре для детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Количество испытуемых родителей – 30 человек.

Благодаря ответам респондентов, мы выявили, что специалисты Нюрбинского республиканского реабилитационного центра при проведении социальной реабилитации пользуются оптимальными сочетаниями существующих методов и технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

К методам и технологиям социальной реабилитации Нюрбинского республиканского реабилитационного центра можно включить: социально — средовую; социально — педагогическую, социально — психологическую, социокультурную и социально – бытовую реабилитацию.

Благодаря сочетанию перечисленных методов и технологий социальной реабилитации, повышается эффективность социальной реабилитации детей, воспитывающихся в Нюрбинском республиканском реабилитационном центре.

Доказательством данной гипотезы может служить отчетный документ, который оформлен в виде статистики, оценивающий результативность проведенных мероприятий по социальной реабилитации в Нюрбинском республиканском реабилитационном центре. Специалисты отметили, что после прохождения курса социальной реабилитации, восемнадцать детей (60%) получили оценку 3 – улучшения, девять детей (30%) получили оценку 2 – значительные улучшения, три ребенка (10%) получили оценку 1 – незначительные улучшения.

У большинства детей, по данным статистики, социализация и адаптация прошла успешно. Специалисты выявили следующие улучшения: в самообслуживании; в сенсорной восприятии цвета; в игровой деятельности; во взаимодействии со сверстниками. Многие дети стали намного самостоятельнее и усидчивее. Во время прохождения курса социальной реабилитации у многих детей повысилась мотивация к занятиям. Им стало интересно участвовать в процессе реабилитации.

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий.

На основании полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Вам необходимо своевременно обращаться за помощью специализированных учреждений. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начнёт реабилитацию, тем эффективнее будет проходить его интеграция в общество.
  2. Вы должны постараться взаимодействовать со специалистами и оказывать им помощь, чтобы повысить эффективность процесса социальной реабилитации ребенка.
  3. Вы не должны стесняться просить помощь и задавать вопросы специалистам, если вам что-то не понятно или когда вы испытываете трудности. Обязательно консультируйтесь со специалистами, которые в большинстве случаев всегда рады вам помочь.
  4. Вам необходимо стараться формировать у ребенка позитивный настрой и мотивацию общения, которые обеспечат успешную адаптацию ребенка в процессе социальной реабилитации.
  5. Вы должны поощрять любые, даже самые незначительные улучшения знаний, способностей и навыков ребенка. В результате такого подхода ребенок начнет испытывать мотивацию к занятиям.


 

Список использованной литературы:

  • Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б. Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2012. -118 с.
  • Социальная работа / под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Ростов: Феникс, 2000. — 576 с.
  • Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с.

References:

  • Selivanova, Yu.V., Schetinina, E. B. Correctional work on social rehabilitation of children with disabilities: Teaching aid. Saratov, 2012. -118 p.
  • Social work / the general editorship of prof. V. I. Kurbatov. Rostov: Phoenix, 2000. — 576 p.
  • Technology of social work: A textbook for general. ed. prof. E.I. Kholostova. M .: INFRA-M, 2000. — 400 p.