АРХИТЕКТУРА СТАЛИНСКОГО АМПИРА В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ

22 апреля 2:25

В социокультурное пространство современного города вписывается понятие «сталинского ампира». В советский период идеологическая концепция о направляющей роли правящей партии воплощалась посредством технологий пропаганды и агитации. Городское пространство рассматривалось как способ влияния на население, соответственно, оно использовалось как площадка для пропаганды основных идеологических установок советского государства. В данном контексте, интересна попытка взаимосвязи культуры и идеологии, которая по нашему мнению наиболее полно отразилась в архитектурном облике.

Проблема становления архитектурного наследия является одной из основных проблем теории и практики советской архитектуры. Эта проблема диктует новый этап в истории искусства.  В 1930-х руководство страны выбрало курс на «неоклассические» образцы как единственно верные и понятные советскому человеку [4, с.25].  Черты большого стиля стали частью городской среды не только крупных городов, но и провинциальных.

Конструктивизм, как архитектурное течение перестал соответствовать экономической и политической ситуации 1930-х годов, поскольку, транслировал идеи равенства и демократии. Необходим был курс на прославление сильной власти.

С момента создания «Союза архитекторов» сталинский ампир стал главным архитектурным стилем.  Особая культурная миссия СССР заключалась в самопрезентации. Это выражалось в композиционных принципах неоклассицизма: иерархичности, монументальности, парадности, декоративности. На уровне деталей: ордерные системы, декор с военной и государственной символикой [2, с. 29]. 

С появлением узкоспециализированных журналов внимание общественности приковано к переменам в градостроительстве. С 1933 по 1992 гг. издается журнал «Архитектура СССР», где прославлялся существующий строй. Архитектура была призвана направлять строителей коммунизма к великим свершениям.

Городское пространство видоизменяется за счет  глобальной перепланировки, расширение площадей, постройки зданий совершенно нового масштаба и типа. «Трудовой подъем масс и наличие бесплатной рабочей силы, как своих политических заключенных, так и немецких военнопленных стали важными факторами громадного промышленного строительства, развернувшегося по всей стране»[1, с 440]. Ситуация в провинции – достаточно яркое отражение тенденций в сфере архитектуры, которые сложились в стране в целом.

Идейно-воспитательная работа среди различных категорий населения была так же  реализована через посещение культурно-массовых, просветительных мероприятий. В качестве культурных доминант в городе выступили клубы, дворцы культуры, профсоюзы, кинотеатры. Необходимо отметить, что учреждения культуры транслировали морально-этические нормы, общественные правила. Были в своем роде регулятором развития общественно-культурной жизни. Кроме архитектурного облика, важно было донести идеи через своеобразные образы и ориентиры. Таковыми выступили названия культурных учреждений. Они доносят до нас представления о нормах и системе ценностей, они формируют представления об исторических событиях и людях, которые в них участвовали. Названия объектов имеют высокую степень воспроизводимости в культурном  пространстве города и отражают, прежде всего, смену политической ориентации властей.

Названия кинотеатров, как и многих других городских объектов, соотносятся с культурной политикой государства – совокупностью принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. 

В названиях кинотеатров отражена, прежде всего, история страны. Они связаны с общественно – политическими событиями, традициями и культурой общества. Смена их наименований демонстрирует изменения политических и культурных приоритетов в стране.

Анализируя факторы, с которыми могут быть связаны названия кинотеатров, как части городских учреждений, можно дать следующую классификацию: 1. Природные и климатические особенности региона («Арктика»); 2. Названия населенных пунктов («Новороссийск»); 3. Периоды жизни человека («Юность», «Молодежный»); 4. Проявление национальной идентичности, любви к Родине («Россия», «Русь»); 5. Исторические события или связанные с ними аспекты («Октябрь», «Космос»);  6. Развлечение, досуг, проявление чувств и эмоций («Встреча», «Мечта»).

В советское время киноискусство становится орудием пропаганды новой идеологии. Кроме того, архитектурный облик и наименования кинотеатров в советский период были призваны увековечить важные исторические события из истории СССР и достижения советского народа. Так, в послевоенное десятилетия названия кинотеатров были связаны с победой в Великой Отечественной войне («Мир», «Победа», «Звезда»), а в 1960 – 1970 гг. названия отсылали  к покорению космоса. После полета Юрия Алексеевича Гагарина в стране повсеместно появились кинотеатры «Высота», «Полет», «Сатурн».

Также в названиях кинотеатров может присутствовать региональный компонент. Исследователи Т.В. Петрова и Н. А. Петрова объясняют наличие регионального компонента в урбанонимах «желанием обозначить принадлежность родному краю, связь с малой родиной» [3, с. 1222 ]. Можно привести следующие примеры регионального компонента в названиях кинотеатров нашей страны: «Север» (г. Архангельск), «Бородино» (г. Москва), «Северное сияние» (г. Мурманск), «Аврора» (г. Санкт – Петербург).

Таким образом, советская архитектура послевоенных десятилетий, как и другие виды искусства, отражают в своих образах советскую действительность.

Использованная литература:

  1. Зиновьева О. А. Концепция рая в архитектуре сталинской Москвы: мечта или пропаганда // Сборник статей по искусствознанию, философии. Истории. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет искусств. — Издательство Московского университета, 2012. — С. 440
  2. Иовлева Елена Валентиновна Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма(на примере Свердловска) // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. №1. С. 29.
  3. Петрова Т.В., Петрова Н.А. Функционирование региональных урбанонимов г. Архангельска // Развитие Северо – Арктического региона: проблемы и решения: материалы научной конференции профессорско – преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – 2016. С.1222.
  4. Петухов Владимир Владимирович, Грибова Татьяна Николаевна «Сталинский ампир» в архитектурном облике города Находка // Территория новых возможностей. 2015. №3 (30). С.25.