РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАР)

6 января 9:50

В современных реалиях, историческая среда городов все больше подвергается вмешательству и, как следствие, изменениям. Зачастую они носят негативный характер. Архитектура, постепенно преобразуясь, начинает диссонировать со сложившейся в предыдущие периоды застройкой. Конкретнее это выражается в архитектурно-художественных и объемно-пространственных характеристиках среды (превышения по высотности новой застройки, несоответствие пропорций фасадов зданий, дисгармония материалов и др.).

Все вышеперечисленное относится и к исторической среде города Краснодара, которая на данный момент находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Источник проблемы – коммерческая ориентация заказчика, а также не соблюдение законов и норм по застройке.

В условиях роста и развития города Краснодара, как исторического поселения, важно в кратчайшие сроки выработать новые принципы проектирования, в которых строения разных временных периодов гармонируют и создают целостную городскую среду, а также представить инновационный подход к возведению зданий.

Данное исследование особенно актуально ввиду вступления в силу приказа администрации региона, определяющего предмет охраны и границы территории исторического поселения регионального значения кубанской столицы.

Можно проследить развитие и переход традиций в новаторство, как традиция становилась новаторством, а новаторство традицией для конкретного исторического периода.

Критерии: стиль; объемно-пространственное решение; высотность (масштаб) зданий; конструктив; материалы; технология строительства; типология.

Конец XVIII-XIX век

В конце XVIII-начале XIX века как такого стиля в архитектуре Екатеринодара не было. Была характерная для войскового поселения застройка в виде временных типов жилища – землянок, а затем хат-мазанок. В упрощенных объемах это были куб и треугольная призма крыши. Высота помещений у войсковых построек была небольшой, что объяснялось функцией и потребностями казаков.  Конструктив был представлен стоечно-балочной системой из деревянных балок и стоек. Затем стали возводить более основательные курени на фундаменте. Кровли куреней стали сложнее по форме и конструкции, а в целом курень был уже в два этажа. Основным материалом в строительстве выступала глина, из которой делали сырцовый необожженный кирпич, также в кровле использовался камыш. Здания возводили, как правило, с применением ручных механизмов и использованием лошадей.

С переходом Екатеринодара в гражданский статус состоятельные купцы стали возводить многоквартирные жилые дома. ­Каждый стремился уже через стиль, внешний облик выразить свое состояние и богатство. В подавляющем большинстве это была эклектика. То есть здания начали формировать некий художественный образ. Объемно-пространственным решением большинства зданий был параллелепипед или комбинация с купольным и цилиндрическим объемами. В домах высота потолков была больше, чем в казачьих куренях, этажность к 90-м годам XIX века достигла двух этажей и даже трех, что указывает на появление доминант в городской структуре (главным образом на перекрестках дорог). Для гражданской архитектуры Краснодара как для города в южном регионе характерны открытые балконы для связи внутреннего пространства с внешним. Наличие балконов объяснялось также теплым климатом. Строительным материалом были  обожженный кирпич и камень, которые применялись в несущих элементах стен.

В XVIII-XIX веках мускульная сила уступает место гидравлическим и паровым кранам, а в конце XIX века, когда паровые установки обладали достаточной надежностью для их промышленного использования, их начали вытеснять электрические приводы. В конце XIX – начале ХХ вв. стали применятся экскаваторы (как землеройные машины) и тракторы (для перевозки грузов).

XX век

Начало XX века это рассвет модерна в архитектуре Краснодара (первое десятилетие), но в ключе все также модной для города эклектики. Здания все также проектировались с акцентом на фасад и в объеме были параллелепипеды 2,3 этажа высотой. Для модерна были характерны растительные мотивы в декоре, плавные изогнутые, «живые» линии. В данном стиле широкое применение получили такие материалы как металл, железобетон и стекло. Это стало новаторским для архитектуры Краснодара. Затем последовал конструктивизм с 1917 г. по 1930-е гг. Конструктивизм представлял в объемно-пространственном решении сложное сочетание геометрических объемов. По высоте эти здания были 3,4 этажа. Материал – железобетон, металл, стекло. Далее следовал сталинский классицизм (30-е– нач. 50-х) Эти 4, 5-этажные жилые дома, а в некоторых случаях и общественные здания, были схожи с постройками конца XIX века, но с уклоном в классицизм, где масштаб зданий стал постепенно контрастировать с остальной застройкой (общественные здания). Типология: жилые дома, общественные здания.

Период Великой Отечественной войны характеризовался регрессивными процессами, упадком, застоем и разрушениями. Только в послевоенные годы в стране стали увеличиваться темпы и объемы производства. По началу, в условиях ограниченных возможностей, как материальных, так и технологических, здания строились в простых формах и по своим архитектурным качествам зачастую уступали постройкам довоенных лет.

          60-е – 70-е гг. характеризуют новые тенденции типизации и унификации в архитектуре. Это проявилось в отказе от декора и лепнины, орнаментов на фасадах, цветовом однообразии, монохроматизме. Популярна стала так называемая стеклянно-металлическая «стерильная» архитектура, исповедовавшая эстетику конструкций и материалов. В несущих конструкциях активно применяется железобетон (несущими являются стены, также как в сталинских постройках). Стали появляться контрастные масштабные сооружения со сложным конструкционным исполнением. Типология: жилые дома, общественные здания.

          Если говорить о новшествах в технологии возведения и строительства, то происходило усовершенствование традиционных типов экскаваторов за счет применения новых машиностроительных технологий и оборудования Улучшались системы управления, повышалась сложность работ, которые можно выполнять экскаваторами, повышалась надежность техники.

Современность

          Конец XX века и начало XXI дало развитие новой архитектуре, которой дали название постмодернизм.

          В исторической среде Краснодара постмодернизм проявил себя в хай-теке (некоем стеклянном конструктивизме) и модном для всей современной России обращении к классицизму в сочетании с современными течениями (того же хай-тека).

          Этажность зданий в историческом центре значительно возросла, что в свою очередь нарушает сложившиеся исторические панорамы и добавляет все большие контрасты в структуру города. Проявился ещё больший эклектизм, свобода в элементах, пропорциях и др. Ведущими материалами все также являются стекло, железобетон, металл. Несущим стал каркас ж/б с применением стальных конструкций ввиду большей этажности и площади. В отделке применено сочетание различных видов горных пород, современных отделочных материалов.

          В середине и второй половине XX века происходило дальнейшее развитие строительной техники. Совершенствовались технологии, повышалась надежность механизмов. Масштабное строительство всевозможных объектов в развитых странах требовало огромное количество машин, способных заменить человека, выполняя тяжелые строительные операции. Появление и развитие компьютеров еще больше способствовало повышению качества строительной техники, усложнению задач, которые могут выполнять современные машины. В настоящее время подавляющую часть физической работы на современной стройке выполняют механизмы, человеку же остается планирование операций и непосредственный контроль машин при их выполнении.

Также рассмотрена образная составляющая. Была составлена временная периодика по образности архитектуры (декора и зданий в целом) и отметить моменты появления новаторства, также отметить роль материалов в создании образов.

Также можно составить временную периодику по образности архитектуры (декора и зданий в целом) и отметить моменты появления новаторства, также отметить роль материалов в создании образов, рассмотреть композицию фасадов:

Кон. XVIII-нач. XIX века

          Этот период можно обозначить как «Казацкий военный период», которому характерны народно-казацкие мотивы. Образы и символы берутся из природы и из вышивки – традиционного народного искусства Кубани. Материалы естественные и создают связь с природной окружающей средой. Композиция на данном этапе примитивная. С некоторым усложнением (курени) за счет окон.

Втор. пол. XIX— нач. ХХ века

          Этот период можно обозначить как «Гражданский купеческий», которому характерно немногочисленное наличие народных, а также преобладающее наличие буржуазных мотивов. Образы и символизм взяты из барокко, классицизма,  графического искусства модерна (общественные и другие здания). Материалы также природные (кирпич, камень), часто в чистом необработанном виде. Может добавляться оштукатуривание и окрашивание поверхностей в бело-желтые, бело-оранжевые, бело-голубые цвета. Композиция фасадов достаточно сложна за счет различных ритмических построений.

1917 г. – 30-е гг.

          Этот этап характеризуется совершенно новыми образными мотивами, отказом от декорирования как такового. Образы берутся главным образом из геометрии, сочетания разных по форме и  размерам фигур. Изменилась объемно-пространственная композиция и композиция фасадов.

30-50-е гг. ХХ века

          Данному историческому периоду можно дать название «Советский период». За эстетикой конструкций последовало возвращение к классическим образам через сталинский ампир, возвеличивание властных структур. Конструктивистские композиционные построения и правила сменились классическими.  Начиная с хрущевских времен (60-е – 70-е гг.) имел место быть так называемый советский модернизм. В нем отражены образы сложной советской жизни. Материалы участвуют в  эстетике тектоничности архитектурных форм (бетон, железобетон, камень). Образность как таковая нивелировалась. Композиция упростилась.

Кон. XXXXI век (современность)

          Этому периоду времени характерно возникновение стиля коммерческих организаций, бизнес компаний, свободное трактование классики и современности, смешение, характерный Краснодару эклектизм в ином, современном виде. Материалы отражают (такие как стекло) пространственность и воздушность здания (хай-тек например), свойственную современной архитектуре в Краснодаре. Композиция стала приобретать характерную вертикальную ориентацию.

          Исходя из вышеизложенного складывается картина трансформации образного содержания исторической архитектуры города Краснодара.

Были изучены традиции и новаторства в проектировании исторической части города Краснодара. Был выявлен процесс развития и перехода традиций в новаторство и обратно.

Все это позволяет сформулировать новаторский подход к проектированию на современном этапе. Необходимо учесть все предыдущие объемно-пространственные и конструктивные решения, материалы и декор и создать некое новое эклектичное сочетание старого и нового в духе современности.

 

Список использованной литературы

  1. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / М. Ф. Уткин, В. Т. Шимко (научное редактирование), Г. Е. Пялль, Е. В. Никитина, А. В. Гаврюшкин. Учебное пособие. – Москва : Архитектура-С, 2010. – 204 с. : ил.
  2. Архитектурно-строительные термины [Электронный ресурс]// Archi.ru. – Режим доступа: https://archi.ru/lib/publication?id=1850569489. – (05.02.20)
  3. Бардадым, В. Архитектура Екатеринодара / В. Бардадым. – Краснодар : Советская Кубань, 2002. – 256 с. : ил.
  4. Виталий Бондарь: «В историческом поселении главное – подлинность» [Электронный ресурс]// Kuban.rbc.ru. – Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/01/03/2019/5c7902589a79470c70484cb3. – (13.10.19)
  5. «Вся застройка последних 15 лет в центре Краснодара незаконна». Эксперты об исторической среде города [Электронный ресурс]// Yuga.ru. – Режим доступа: https://www.yuga.ru/articles/society/8426.html. – (11.10.19)
  6. Илюхин, С. Р. Виды Екатеринодара. Иллюстрированная история развития Екатеринодара и Краснодара и его перспективы / С. Р. Илюхин; Н. А. Стрижова; Л. А. Халимова. – Краснодар :Лаконт, 2006. – 103 с. : ил.
  7. Игра в «классику»: топ-10 удачных примеров современных зданий в историческом стиле [Электронный ресурс]// Realt.onliner.by. – Режим доступа: https://realt.onliner.by/2018/11/17/classic. – (01.11.19)
  8. История Кубани в архитектуре [Электронный ресурс]// Okokubani.ru. – Режим доступа: https://okokubani.ru/istorija-kubani-v-arhitekture/. – (14.10.19)
  9. История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: учебник для высш. учеб. заведений / А. В. Баранов [и др.]. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. – 400 с. : ил., карт.
  10. Короленко, П. П. Черноморские казаки / П. П. Короленко – Москва : Вече, 2009. – 448 с.

Spisok ispolzovannoj literatury

  1. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie gorodskoj sredy / M. F. Utkin, V. T. SHimko (nauchnoe redaktirovanie), G. E. Pyall’, E. V. Nikitina, A. V. Gavryushkin. Uchebnoe posobie. – Moskva : Arhitektura-S, 2010. – 204 s. : il.
  2. Arhitekturno-stroitel’nye terminy [Elektronnyj resurs]// Archi.ru. – Rezhim dostupa: https://archi.ru/lib/publication?id=1850569489. – (05.02.20)
  3. Bardadym, V. Arhitektura Ekaterinodara / V. Bardadym. – Krasnodar : Sovetskaya Kuban’, 2002. – 256 s. : il.
  4. Vitalij Bondar’: «V istoricheskom poselenii glavnoe – podlinnost’» [Elektronnyj resurs]// Kuban.rbc.ru. – Rezhim dostupa: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/01/03/2019/5c7902589a79470c70484cb3. – (13.10.19)
  5. «Vsya zastrojka poslednih 15 let v centre Krasnodara nezakonna». Eksperty ob istoricheskoj srede goroda [Elektronnyj resurs]// Yuga.ru. – Rezhim dostupa: https://www.yuga.ru/articles/society/8426.html. – (11.10.19)
  6. Ilyuhin, S. R. Vidy Ekaterinodara. Illyustrirovannaya istoriya razvitiya Ekaterinodara i Krasnodara i ego perspektivy / S. R. Ilyuhin; N. A. Strizhova; L. A. Halimova. – Krasnodar :Lakont, 2006. – 103 s. : il.
  7. Igra v «klassiku»: top-10 udachnyh primerov sovremennyh zdanij v istoricheskom stile [Elektronnyj resurs]// Realt.onliner.by. – Rezhim dostupa: https://realt.onliner.by/2018/11/17/classic. – (01.11.19)
  8. Istoriya Kubani v arhitekture [Elektronnyj resurs]// Okokubani.ru. – Rezhim dostupa: https://okokubani.ru/istorija-kubani-v-arhitekture/. – (14.10.19)
  9. Istoriya Kubani s drevnejshih vremen do konca HKH veka: uchebnik dlya vyssh. ucheb. zavedenij / A. V. Baranov [i dr.]. – Krasnodar : OIPC «Perspektivy obrazovaniya», 2004. – 400 s. : il., kart.
  10. Korolenko, P. P. CHernomorskie kazaki / P. P. Korolenko – Moskva : Veche, 2009. – 448 s.