КРЫМСКИЙ ВОПРОС И «ЧЕРНОМОРСКАЯ ПРОБЛЕМА»

8 сентября 4:07

Изучая историю присоединения Крыма и включения его в общееимперское пространство России, необходимо выяснить, завершением какой политика явилось это событие, какие процессы внешнего и внутреннего характера с подвигли к такому решению, а также какая цель и задачи при этом решались.

В XVIII в. российские интересы в Причерноморье определялись двумя задачами: 1) получить свободную торговлю в Причерноморье и Средиземноморье, а также необходимо было обеспечить Россию выходом через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море; 2) необходимость обезопасить южные границы Российского государства.

В начале XVIII века Россия искала пути выхода своих судов в Черное море и за его пределы. В 1699-1700 г. на русско-турецких переговорах, после Азовский походов Петра 1, русские дипломаты выдвигали требование о свободном проходе судов через проливы в Средиземное море. Турция не соглашалась на такие условия, а лишь предоставила возможность плавания русских судов от Азова до Керчи, а далее товар перегружали на турецкие суда. В связи с этим Российское государство оказалось запертым в Азовском море.

Далее Россия подписывает Белградский мирный договор с Турцией после окончания войны 1735-1739 гг. Частое вторжение русских войск на территорию Крыма показали Стамбулу слабость крымского ополчения. Порта переходит от активной политике в Причерноморье, Северном Кавказе и степной Украине к оборонительным действиям, чтобы сохранить имеющиеся владения и влияние в регионах. Крымское ханство попадает еще в большую зависимость от Османской империи. Со стороны Османской империи практические прекратились крупные набеги на приграничные российские земли из-за уязвимости северных границ.

Белградский мирный договор для России ничего нового не дал. За Россией оставалась возможность производить торговлю в Черном море только посредством турецких судов. Азовские укрепления были вынуждены срыть, а Азов становится барьерной зоной между двумя империями. Российское государство так и не получило право свободного морского передвижения и лишилась выхода к морю. Торговля посредством турецких судов повышала стоимость перевозок и товаров в целом. Надежность и безопасность товара была под угрозой, так как капитаны были греческие, которые были плохо обучены навигации, не имели компасов и все время держались берега.

Заключенные договоренности с Турцией не были реализованы в полном объеме. В 1762 г. без согласия султана крымский хан запретил передвижение торговых судов из Турции по Черному морю, а дальше по Днепру и обратно. Погрузка судов должна производиться в крымских гаванях. В 1767 г. русский посол Обрезков сообщил в Константинополе, что ханы стали взимать дополнительную пошлину, которая уплачивалась в турецких портах.

Существовал сухопутный путь в страны Средиземноморья, в саму Турцию – через Польшу. В таком случае, необходимо было уплачивать пошлины и сборы Польше, что также повышало стоимость товара. Российская Комиссия о коммерции считала, что турецким купцам необходимо предложить производить торговлю через земли ногайцев, которые кочевали к северу от Крыма. У купцов создавалась возможность ходить морем до Очакова, в обход крымских земель, а далее по суши до пункта назначения. Таким образом, сокращались транспортные расходы и не нужно было выплачивать пошлину Польше. Данный проект не был реализован, так как в Крыму не было подходящего глубоководного порта.

Россия пыталась развивать торговые связи с другими средиземноморскими странами, в том числе с Венецией, путь к которой через Черное море был гораздо дешевле, чем через Балтийское, Атлантику, Гибралтар и Средиземное море. Продолжавшаяся война в Алжире не делала плавание в сторону Гибралтара безопасным. Турция не желала сближения России и Венеции. А реализовать данные договоренности было невозможно, так как на северном берегу Черного моря отсутствовал подходящий и безопасный порт, а Россия не имела выхода к этому берегу.

Россия стремилась получить выход к черному побережью и начать активно участвовать в черноморско-средиземноморской торговле, что вызывала опасения у европейских государств, которые были участниками турецкой торговли. Франция зависела от Левантийской торговли, на ее долю приходилась половина европейского торгового оборота с Турцией. В 1740 г. Франции были дарованы от турецкого султана Капитуляции, которые предоставляли ряд привилегий: снижались пошлины на ввозимые и вывозимые товары, сокращался список пошлин и предоставлялась защита от повторного сбора пошлин и завышения стоимости товаров. Французским подданным и их имуществу предоставлялась неприкосновенность.

Российской империи необходимо было обезопасить свои южные границы. Угроза исходила от Порты и Крымского ханства, которые могли действовать вопреки воли турецкого султана.

Экономика Крыма формировалась на коммерческой и трудовой деятельности нетатарского населения, а также на работорговле (Кафа и Феодосия являлись крупными невольничьими рынками). Своеобразным промыслом для татар были набеги на южнорусские и польские земли, а также на Кабарду. После Белградского мирного договора степная полоса Приазовья становилась демилитаризованной территорией, где становилось невозможным возведение крепостей, укреплений и содержание гарнизонов. При постоянной угрозе грабительских набегов крымских татар южные границы становились совершенно беззащитными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аграновский Г.Я. К вопросу об освещении в русской и советской историографии политики России в отношении Крымского ханства в 18 в. и присоединения Крыма к России // Проблемы истории Крыма. Т. 2. Симферополь, 1991.
  2. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Повая и новейшая история. 2001. No6.
  3. Волъфсон Б. Присоединение Крыма к России в 1783 году // Исторический журнал. 1941. No3.
  4. Дубровин Н. Присоединение Крыма к России: В 4 т. СПб., 1885.
  5. Историческое обозрение Азовской и Черноморской торговли России с XVIII по XIX столетия. Библиотека для чтения. 1850
  6. Кондараки В.Х. В память столетия Крыма. М., 1885
  7. Маркевич А.И. Императрица Екатерина II и Крым // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1897. No 27
  8. Масаев М.В. Присоединение Крыма к России. Симферополь, 1997.
  9. Мачанов А.Е. Борьба царской России и Турции за обладание Крымскимханством. Симферополь, 1929.
  10. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII ст. до присоединения Крыма к России // Записки одесского общества истории и древностей. 1889.