Наша издательская группа Петрозаводского государственного университета, текстологическая практика которой насчитывает два десятка лет, занимается исследованием рукописного наследия русских писателей и духовных деятелей. За это время подготовлен трехтомник писем преподобного Макария мирским особам. Первые два тома вышли в печать в 2010 и 2011 годах. В 2014 году вышел заключительный третий том. Также нами подготовлен двухтомник писем преподобного Макария монахам, который вышел в печать в 2014 году. Готово к изданию собрание писем преподобного Макария Оптинского монахиням в четырех томах.
Работа с рукописями имеет свои особенности. Чтобы показать их, обратимся к одному из писем.
Перед нами список середины XIX века, это письмо преподобного Макария некоему Н. от 13 февраля 1859 г. из архива НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. 383. Л. 121–121 об. (список).
Атрибутирование текста начинается с установки авторства. Данный текст является писцовым, он написан рукой Порфирия Севрюгина, что указано на титуле рукописи (илл. 1). Приведём отрывок:
Д. о. Г. Н…! Я имѣлъ честь получить почтеннѣйшее Ваше письмо отъ 4го сего Февраля, съ приложеніемъ 10 р. с. коимъ извѣщаете что общество Ваше почтило Васъ избраніемъ въ Градскаго Главу и убѣдило принять Васъ cie служеніе и на будущее трехлѣтіе. <…> все то, что мы здѣсь дѣлаемъ для ближнихъ нашихъ Господь принимаетъ на Себя, такъ, какъ бы мы Ему это сотворили: «понеже сотвористе Единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе» (Матѳ. 25, 40.). – Еще пишете, что выдали въ замужство дочь Вашу О. Н. за Серпухов. Почетнаго гражданина Н. Н. Коншина…
13е февраля 1859 г.
Текстологическое исследование рукописей состоит из нескольких уровней: один из них относится к общим местам, связанным с географическим месторасположением, другой касается биографических сведений об упоминаемых в тексте персоналий. Т. е. речь идет об историко-культурных комментариях. Еще один уровень учитывает стиль текста и его направленность. В нашем случае мы имеем дело с эпистолярным наследием духовного лица, что подразумевает возможность цитирования церковных текстов. Цитирование бывает явным, как в нашем случае: «понеже сотвористе Единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Матф. 25, 40.) и неявным, когда цитата не выделена скобками и не подкреплена ссылкой на источник.
В данном письме упоминаются два города: Тула и Серпухов, но оба они связаны с определёнными лицами, поэтому не требуют отдельного комментирования. Напротив, эти географические точки позволяют уточнить имена, как адресата, так и его дочери, и её супруга.
Итак, у нас три неизвестных. Это Н, о котором мы знаем, что до 4 февраля 1859 года его выбрали главой Тулы, его дочь О. Н. и её молодой супруг, серпуховской почетный гражданин Н. Н. Коншин (фамилия под вопросом).
На сайте «Российская Империя в фотографиях» мы нашли снимок 1860-х гг., на котором изображен Коншин Николай Николаевич (1831-1920-е гг.), учредитель и владелец Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове с женой Ольгой Николаевной (урожд. Добрыниной) (1841–1887). Первая жена Николая Николаевича Коншина — Александра Яковлевна, урождённая Каратаева, дочь п.п. гр., головы г. Коломна, умерла при родах дочери 14 мая 1856 г.
Значит, фамилию супруга О. Н. мы прочли верно, а также узнали имена и отчества обоих супругов, в том числе, и фамилию отца Ольги Николаевны. Как сообщается в газете «Тульские губернские ведомости» от 5 декабря 1887 г., а также указано в списке купеческих родословных на сайте http://ru.rodovid.org (Запись:705370), Добрынин Николай Никитич в январе 1856 года по выбору тульского городского общества вступил в должность городского головы и пребывал в этой должности два трёхлетних срока подряд, по декабрь 1861 года, что было подтверждено публикацией в газете «Тульские губернские ведомости» от 5 декабря 1887 года за № 97, часть неофициальная, которую мы обнаружили в Отделе редкой книги Тульской областной универсальной научной библиотеки. Прибавляем к 1856 году три года и получаем дату нашего письма.
Рассмотрим еще один текст. Это автограф письма Макария Оптинского Воейковой Анне Ивановне от 26 января 1849 г. Впервые оно опубликовано без эпизода о чуде на Корфу: Собраніе писемъ блаженныя памяти Оптинскаго Старца Iеросхимонаха Макарія. Письма къ монашествующимъ. Отдѣленіе второе. Письма къ монахинямъ. — Изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – М.: Тип. В. Готье, 1862. – № 252. – С. 430 – 432. Впервые опубликовано полностью нами: Собрание писем Макария Оптинского к мирским особам: в 3 т. Т. А–И. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2010. – С. 298.
В нем приводится рассказ о чуде у мощей святителя Спиридона Тримифунтского:
«…Что ты до сих пор не могла видеть наших св: угодников мощи и другие святыни, в этом нет твоей вины, а случаи и образ воспитания тебя удаляли, а в последствии болезнь папиньки твоего. …Кстати о св: мощах идет речь, скажу вам сообщенное мне в письме от Натальи Петровны Киреевской, а им пересказывал Гоголь, бывший в прошлом году в Корфу; там есть мощи св: Спиридона Тримифунтского. На открытии английский путешественник бывши там желал видеть мощи св: Спиридона без покрова, что и было исполнено. Англичанин осматривал св. мощи (которые как говорит Гоголь сохранились совершенно невредимыми, и представляют вид недавно умершего человека) начал рассуждать о том, что это св: мощи набальзамированы, и что это особенно известный род бальзамирования, употребляющийся еще в Египте, и состоит в том, что мертвому вырезывают кусок из спины, – чрез отверстие вынимают внутренность, и наполняют тело ароматическими веществами. Когда он это говорил и монахи его слушали, может быть иные и начинали сомневаться, тогда, св. мощи вдруг сами собою повернулись в раке, и перево<ро>тились к нему спиною! (курсив Макария – С.З.) Это так поразило англичанина, что он тут же с ума сошел, а весь город ни о чем не говорил, как об этом происшествии, когда Гоголь туда приехал» [1, с. 298].
Данное письмо было впервые опубликовано в 1862 году, но с купюрами именно данного чудесного эпизода, и издано полностью только через полтора века нашей издательской группой.
Сложность атрибутирования данного письма состояла в том, что речь шла об известном писателе, чья биография была изучена многими исследователями и достаточно подробно описана. А о данном факте его жизни нигде не было упомянуто.
В одном из писем Амвросия Оптинского сообщалось, что Н. В. Гоголь был свидетелем чуда у мощей святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу, а англичанин принял православие [2, с. 283]. На это письмо-легенду ссылается В. А. Воропаев [3, с. 112]. Рукопись письма Амвросия Оптинского не найдена, а при издании дата его написания была утрачена, но из контекста письма можно предположить о времени пребывания Гоголя на Корфу, что это могло быть до июня 1850 г.: тогда Гоголь впервые приехал в Оптину, где сдружился с отцом Порфирием Григоровым [4, с. 355]. Возможно, из-за отсутствия даты события этот факт не отмечен в биографии Гоголя исследователями, изучавшими жизнь и творчество Гоголя.
Перед нами был датированный автограф. И мы стали изучать переписку Гоголя в 1848 году. По этой переписке мы составили маршрут писателя, который планировал совершить средиземноморский круиз зимой сначала в 1847, а затем в 1848 г. Данная карта маршрута подтверждает факт пребывания Гоголя на Корфу в конце января 1848 года.
Рисунок 1. Маршрут путешествия Гоголя в начале 1848 года
Текстологические комментарии должны иметь перечень всех источников текста; обоснование атрибуции произведения; обоснование датировки произведения и пр. При подготовке к изданию рукописных текстов нужно уделять внимание каждой детали, что позволяет раскрыть историю создания текста, пояснить упомянутые события, а также малоизвестные читателю детали быта. В нашем случае удалось внести новые факты в биографию известного писателя Н. В. Гоголя.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Составление комментариев к собранию писем преподобного Макария Оптинского группе
лиц», № 19-012-00308.
Список литературы:
- Собрание писем Макария Оптинского к мирским особам: в 3 т. Т. 1. А–И. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2010. – С. 298.
- Собраніе писемъ Оптинскаго Старца Амвросія къ мірскимъ особамъ. – Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. – Козельск, 2003. – 412 с.
- Воропаев В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии / В. А. Воропаев. – М. : Паломник, 2008. – 318 с.
- Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: в 2 т. / [сост. Монах Марк (А. Г. Хомич)]. – М., 2008.