ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСОЧАЙШЕГО МАНИФЕСТА 17 ОКТЯБРЯ 1905 Г. ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

10 декабря 11:56

Главная причина принятия Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка – это революционная волна 1905 г., которая поднялась на территории Российской Империи 9 января 1905 года. Именно указанное обстоятельство заставило Императора Николая II предпринять попытки к поиску компромиссов с населением страны.

Министру внутренних дел Российской Империи Булыгину А.Г. было дано поручение подготовить проект Закона о создании нового законодательного органа в Российской Империи – Государственной Думы.

6 августа 1905 г. Император Николай II подписал Манифест об ее учреждении.[1] Положения манифеста предусматривали, что Государственная Дума – это действующий законосовещательный орган, который создан дополнительно к Государственному Совету Российской Империи.

На Государственную Думу возлагалась обязанность осуществления предварительной разработки, а также обсуждения законопроектов. Однако, по причине разгара революции выборы в новосозданную Государственную думу Российской Империи так и не состоялись. Российское общество не приняло данную реформу, требуя реального ограничения самодержавия, введение прав и свобод. Как следствие, Император Николай II был вынужден  подписать новый документ, который получил название – Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка,  вступил в силу 17 октября 1905 г. Таким образом, Российская Империя из абсолютно монархии превратилась в монархию организацию.

Прежде всего следует отметить, что Манифест был составлен С.Ю. Витте, однако его изложение представлено от лица Императора Российской Империи Николая II. Кроме того, в указанном акте перечисляются титулы монарха. Причиной принятого указанного акта Император называет уход «от волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей».[2]

Итак, в Высочайшем Манифесте от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка были закреплены положения, которые касаются:

  1. Неприкосновенности личности, а также свободы совести, слова, создания и деятельности разных собраний и союзов. Так, все указанные свободы носят демократический характер и нашли свое отражение в положениях соответствующего Манифеста.

Что касается свободы слова, то следует отметить что еще в годы правления Александра III на государственном уровне была ограничена свобода печати. Данное положение нашло свое закрепление во «Временных правилах о печати от 1882 г.[3] Указанный документ продолжат действовать вплоть до принятия Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г.

Главное значение Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. заключается в данном случае в том, что на государственном уровне была объявлена свобода слова, что в последствии способствовало выработке новых Правил о печати в стране.

Как следствие, к 24 ноября 1905 г. в Российской Империи были готовы «Временные правила о повременных изданиях». Указанный документ отменял «предварительную как общую, так и духовную цензуры», которые касались всех газет и журналов, издающихся в стране. При этом, цензура, как ни странно, оставалась «в отношении изданий, выходивших вне городов».[4]

Однако, такие нововведения носили сугубо формальный характер, поскольку в стране с изданием указанных правил так ничего и не изменилось. Ситуация в целом была усугублена тем, что в период с 17 октября по 24 ноября 1905 г. началась анархия, которая постепенно привела к большому числу арестов в стране.

  1. Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка предоставлял свободу собраний, а также союзов. В стране получили официальное разрешение проведение митингов, а также демонстраций при наличии на это согласования со стороны властей страны. Кроме того, разрешилось создание политических партий и профессиональных союзов.

Следует отметить, что до принятия рассматриваемого Манифеста все партии, действовавшие на территории страны, носили сугубо «подпольный характер». Однако снятие запрета способствовало увеличению такого рода организаций, которые делились на три вида: монархические партии, социалистические партии и либеральные партии.[5] В отмеченный период в стране действовало 5 основных партий:

  1. Российская социал-демократическая партия, которая впервые была создана в Минске еще в 1898 г. Ее основателями, а также идейными лидерами были В.И. Ульянов (В.И. Ленин), а также Ю.О. Цедербаум (Ю.О. Мартов). Основной лозунг указанной партии заключался в свержении самодержавия, а также в отмене сословий на территории Российской Империи и осуществление передачи власти Учредительному собранию которое должно было определить форму правления и государственного устройства.
  2. Партия социалистов-революционеров, которая была основана в
    1902 г. В.М. Черновым. Основной лозунг указанной партии – демократический режим государственного управления не только в федеративном устройстве России как таковой, но и необходимость свержении самодержавия в целом.
  3. Партия русских конституционных демократов, которая была создана в 1905 г. Так, главные представители указанного политического движения – П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, а также П.Д. Долгоруков. Главная идея партии заключалась в необходимости проведения реформ в стране, которые были бы направлены на расширение политических прав и свобод. Члены указанной партии всячески отвергали идею революции, поскольку выступали за сохранение монархии – Российской Империи. Однако, дальнейшая судьба последней виделась в преобразовании ее в конституционную монархию, государственная власть в которой должна быть настроена на принятое разделение власти.
  4. Партия под названием «Союз 17 октября», которая была основана после издания анализируемого Манифеста. Основными представителями этой власти стали Д.Н. Шигов, а также А.И. Гучков. Члены указанной партии выступали, за наследственную конституционную монархию, сотрудничающую с народным представительством страны.
  5. «Союз русского народа», который А.И. Пуришкевичем, а также В.М. Шульгиным был создан в 1906 г. Так, указанный союз поддерживал идею «Православия, самодержавия, народности».[6]

Таким образом, проанализировав основные положения Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка следует сделать вывод о том, что данный документ имел большое значение для рассматриваемого периода. Так, Император Николай II посредством его принятия гарантировал народу свободу слова, собраний и прочие права, и свободы, а главное новый государственный представительный орган – Государственную Думу Российской Империи, без согласия которой не мог быть принят ни один законодательный акт в стране.

Следует отметить, что некоторые положения Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка остались декларативными, однако их появление в целом позволило успокоить народ хотя бы на определенное время.

Литература:

  1. Красильникова Д.В. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года: общая характеристика // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 11 (27). – С. 368-372.
  2. Кравцев Е.В. Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и его воздействие на развитие революции 1905-1907 годов // Шаг в историческую науку материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – 2019. – С. 143-145.
  3. Волков В.В. Государственный строй России после манифеста 17 октября 1905 г. // XIV Вишняковские чтения. «Никто не забыт, ничто не забыто…» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) материалы международной научной конференции. – 2011. – С. 104-108.
  4. Грязнова Т.Е. Юридическое значение манифеста 17 октября 1905 г.: взгляд российских правоведов конца XIX — начала XX вв. // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск М. А. Бучакова. – 2019. – С. 15-16.
  5. Малышева О.Г. Проекты манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIV Виноградовские чтения». Ответственный редактор И.А. Бирич, В.А. Коханова, А.Ю. Челнокова. – 2016. – С. 226-232.