ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

13 августа 2:34

Адаптация государственного служащего в сфере профессиональной деятельности выступает значимым направлением деятельности системы управления кадрами на государственной службе

При поступлении на государственную службу у нового сотрудника формируется представление о качестве работы. Специалисты в сфере персонала отмечают, что на производительность труда в большой мере влияет социально-психологическая адаптация. По мнению В. М. Масловой, она включает в себя условия и организацию труда, а также психологический климат в коллективе.[1]

Анализ процесса адаптации на государственной службе позволяет выделить следующие виды адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая, психофизиологическая и профессиональная.

Социально-психологический аспект адаптации предполагает, что новый сотрудник вливается в работу государственного органа, знакомится с нормами, ценностями в коллективе, с ее формальными и неформальными группами и личностными взаимоотношениями. Психофизиологическая адаптация предполагает освоение сотрудником совокупности новых условий труда, а также совершенствование условий рабочей среды и санитарно-гигиенических норм. Профессиональная адаптация проявляется в уровне специальных знаний и навыков служащего, формировании у него определенных профессиональных качеств и развитии положительного отношения к своей работе.

На этапе приема на работу государственного служащего оцениваются его профессиональные знания, навыки, а также профессионально значимые и личностные качества. Одним из важных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности государственного служащего является социальная ответственность. Неслучайно «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» содержит в себе принцип ответственного исполнения служебных обязанностей. На государственной и муниципальной службе ответственное служение должно пониматься, прежде всего, как ответственность перед государством, обществом и его гражданам.[2]

Рассмотрим каждый принцип закрепленные в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и его влияние на социальную ответственность гражданского служащего.

Принцип лояльности государственного служащего подразумевает его лояльное отношение к различным ветвям власти, государственным органам и так далее, однако нам наиболее интересно, что подразумевает лояльность государственного служащего по отношению к гражданам. Исходя из определения лояльности, можем видеть, что это корректное, благонадежное отношение в данном случае к гражданам, то есть уважение их интересов и их самих из чего в следствии вытекает социальная ответственность.

Принцип законности подразумевает, что государственный служащий в любой своей служебной деятельности будет руководствоваться теми положениями, которые закреплены в законах и не отступать от них ни при каких обстоятельствах. Отношение к социальной ответственности данный принцип имеет самое прямое, так как законы создаются в интересах общества и для их защиты, то их выполнение государственным служащим следовательно также показывает его чувство ответственности перед обществом.

Принцип ограничения служащими своих интересов. Подразумевает отказ государственного служащего от каких-либо своих целей или действий для того, чтобы исполнять свои обязанности по отношению к обществу. В какой-то мере можно рассматривать этот принцип в связке с принципом добросовестного исполнения государственным служащим своих обязанностей.

Принцип гуманизма и социальной справедливости уравнивает отношение государственного служащего к любому члену общества, который к нему обратился и обязывает его уважительно к нему относиться, вне зависимости от каких-либо его особенностей.

Анализ социальной ответственности целесообразно вести на следующих уровнях:

  1. Ответственность института государственной службы перед обществом.

Состояние современного общества не является стабильным и следует отметить, что в данный момент в нем происходит ряд негативных процессов. Перед государством стоит не малое количество задач, которые нуждаются в немедленном разрешении возникших проблем. Особое внимание необходимо уделить вопросам: здоровья, образования и поддержки занятости в Российской Федерации, в связи с этим в настоящее время реализуются национальные проекты[3]

На уровне института и общества государство осознает степень ответственности, поскольку если игнорировать проблемы в обществе, это может привести к серьезным последствиям, например, таким как повышение смертности среди граждан трудоспособного возраста. Главные задачи национального проекта это:

— Максимальное обеспечение населения доступности медицинских услуг;

— Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

— Оптимизация медицинских услуг (сокращение времени ожидания в очереди, упрощенный прием к врачу и т.д.).

Воспитание развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Этот проект обещает в два раза увеличить количество иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, добавить 77, 6 тысяч мест в студенческих общежитиях для иностранных студентов и преподавателей, п также данный проект рассчитан, что 18 тысяч иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах оздоровительного лагеря.

Что касается поддержки занятости, а также производительности труда, уже в процессе создания 65 центров компетенции, у 1800 человек – участников данного проекта выпадет возможность пройти стажировку за рубежом. Данный проект рассчитан до 2024 года, и направлен на максимальное повышение производительности.[4]

Социальная ответственность проявляется в качестве управленческих решений, а оно в свою очередь оценивается по достигнутым результатам, а также по социальным последствиям, которые могут быть позитивными и негативными.

Анализ на уровне личности предполагает рассмотрение ответственности как личностного качества. На поведенческом уровне проявление ответственности отражается в системе отношений личности, которая формируется еще в начале процессе воспитания.[5]

Ответственность является основным качеством личности, которое основанное на осознании человеком долга и выражающееся в проявлении отношения к субъекту или себе в поведении, которое сводится к получению субъективно одобренного результата.

Поскольку на данный момент активно внедряется практика наставничества, наставник сопровождает весь процесс адаптации нового сотрудника. Он должен уделять особое внимание формированию ответственности, как личностного качества, так и формированию понимания содержания принципа социальной ответственности государственным служащим, проходящим процесс своего профессионального становления. Осваивая содержание и смысл своей профессиональной деятельности, государственный служащий должен четко понимать, что от его профессионализма, принимаемых им решений зависит судьба человека, качество жизни людей района, города, региона, успех развития страны в целом.

Таким образом, в процессе профессиональной адаптации государственных служащих формирование социальной ответственности новых сотрудников приобретает особое значение, поскольку данный принцип отражает основной смысл деятельности государства и выступает ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности государственных служащих.

Список использованных источников

  1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г.- Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/3 (дата обращения: 25.11.2019)
  2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (дата обращения: 24.12.2019)
  3. Горфинкель В. Я. / Корпоративная социальная ответственность В.Я. Горфинкель, Н. В. Родионова – М.: Юрайт, 2019 г. – 85 с.
  4. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова – Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. — 492 с.
  5. Охотский, Е. В. / Государственная служба / Е. В. Охотский, А. В. Кочетков — М.: Юрайт, 2019 г. – 110 с.

 

[1] Горфинкель В. Я. / Корпоративная социальная ответственность В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова – М.: Юрайт, 2019 г. – 85 с

[2] Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г.- Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/3 (дата обращения: 25.11.2019)

[3] Горфинкель В. Я. / Корпоративная социальная ответственность В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова – М.: Юрайт, 2019 г. – 85 с

[4]Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (дата обращения: 24.12.2019)

[5] Охотский, Е. В. / Государственная служба / Е. В. Охотский, А. В. Кочетков — М.: Юрайт, 2019 г. – 110 с.