ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

21 января 1:34

Государственные служащие играют решающую роль в управлении экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, а также в укреплении российского государства и реформировании общества на основе демократии и права. В этой связи следует отметить, что здесь от заложенных принципов зависит, как будут развиваться эти сферы деятельности.

Понятие «принципы права» хорошо исследовано как теоретиками, так и учеными различных отраслей права. Например, С. С. Алексеев определяет принципы права как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни [2]. Наравне с ним Н. С. Малеин говорит, что «каждый принцип — это идея, т.е. мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права» [7]. Действительно, отсутствие подобных идей приведет к хаотичности и дисбалансу в управлении, что негативно скажется на существовании любой организации: как государственной, так и негосударственной.

На законодательном уровне понятие принципов гражданской службы не установлено, хотя мы часто сталкиваемся с данным термином. В ст. 3 гл. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из первых стоит отметить принцип федерализма, который направлен на единство системы государственной службы и точному следованию конституционных определений предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Высокое звено среди основных идей занимает приоритетность прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Этот принцип один из более значимых поскольку в демократическом государстве человеку должно быть обеспечено право на выражение своего мнения.

Кроме того, выделяют принцип равного доступа граждан к государственной службе, то есть каждый человек, имеющий специальное образование вправе вступить на государственную службу.

Принцип законности и единства правовых и организационных основ государственной службы — здесь на законодательном уровне закрепляется единый подход к организации государственной службы.

Один из основополагающих принципов — принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб. Как и государственные органы, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений, так и «органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [10]. «Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества» [3]. Известно, что успешного системного функционирования государства между федеральными и региональными органами должна быть связь. Вследствие чего, важно выделить эту идею как одну из самых важных.

Государственная служба должна быть не только открытой и доступной общественному контролю, объективно информировать общество, но и должна располагать кадрами, способными решать современные задачи. К примеру, задачи такого рода, как «дальнейшее повышение эффективности инвестиционной политики субъектов Российской Федерации, которые включены в программы стратегического развития страны на федеральном и региональном уровнях» [8].

Немало значимым принципом следует выделить принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц [10].

Вышеперечисленные принципы являются фундаментальными, устанавливающими юридическое содержание, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы. Принципы отражают наиболее важные аспекты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, а также определяют характер сложных отношений в рамках этой системы. Между тем, организациями могут быть приняты и дополнительные принципы, которые не противоречат основным.

Рассуждая о конкретных принципах, стоить отметить наиболее значимым принцип профессионализма. В нем, прежде всего, предопределяется высшая степень психофизиологических и психических качеств специалиста, которые формируются путем длительного выполнения своих обязанностей и которые обеспечивают качественное выполнение работы. Многие известные исследователи полагают, что только знания принципов управления недостаточно для профессионализма в сфере государственного управления. Поэтому стоить привести мнение Р. Коллинза, который не только различает количество и качество знаний, но и выделяет две модели профессионализма: англоамериканскую, где работникам разрешено самостоятельно контролировать организацию трудовой деятельности и континентально-европейскую, когда профессиональные работники обеспечивают себе положение и права благодаря своим академическим дипломам [4].

Современные условия развития государственности предъявляют высокие требования к формированию высокопрофессионального кадрового корпуса. В связи с чем выясняется такая проблема как отсутствие качества разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих.

Кроме того, Корнелиус В.И. выделяет и такую проблему как усложненность формирования системы образования, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы. Причина — слишком долгий поиск решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления [6].
          Наряду с профессионализмом также подчеркивается принцип компетентности государственных служащих. В широком смысле он действует как фундаментальная характеристика личности или круг полномочий, которые входят в обязанности должностного лица. Преимущественно, он позволяет более точно определить сферу компетенции лица и пытается пролить свет на ключевые характеристики, которые определяют эффективное управление.

Известно, что 70 % уровня управленческой компетентности составляют общие для всех руководителей навыки и умения, а остальные 30 % зависят от конкретной сферы деятельности и «климата в организации» [7].

Для разрешения ранее сказанных проблем, ученые предлагают несколько вариантов. Например, Е.А. Грушевская выдвигает идею ясности целеполагания и четкого программирования всех сторон деятельности на всех уровнях управления, постоянное накопление профессиональной компетентности, то есть регулярная обратная связь, оценка деятельности и формирование эффективной системы мотивации для работников государственной службы и МСУ [5].

Соответственно, более благоприятное развитие государственной службы возможно, например, путем использования внешнего найма или количественного развития персонала. Такой подход позволяет внедрить метод внешнего набора вместо внутреннего найма, с ростом безработицы, что повышает уровень мобильности сотрудников.

Кроме того, следует подчеркнуть и повышение способности персонала, который непосредственно связан с качественным увеличением знаний и навыков сотрудника. Туда же стоит включить обучение, профессиональное развитие сотрудника, поскольку это оказывает благоприятное явление на качество предоставляемых государством услуг.

Важным фактором является командная работа и стремление сотрудников к общей цели – стремление к качеству и в то же время количественному росту во всех аспектах государственной службы.

Таким образом, принципы играют важнейшую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят себе задачу повышения уровня системы государственной службы. Поскольку от этого роста напрямую зависит увеличение показателей эффективности самого государства как субъекта управления.

Использованные источники

  1. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст.2063.
  2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
  3. Аминов И.Р.Органы государственной власти и местное самоуправление:проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.
  4. Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принципы профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12. С. 19-26.
  5. Грушевская Е.А. Кадровый потенциал государственной службы: современное состояние и тенденции развития // Государственное и муниципальное управление, 2014, С. 1-6.
  6. Корнелиус В.И. Инновационная ориентация кадровой политики в системе государственной службы управления государственным имуществом // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики, 2014, № 5. С. 423-426.
  7. Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С. 12-18.
  8. Сукиасян А.А., Юсупов Р.Г. Республика Башкортостан в системе инвестиционного взаимодействия государств ШОС и БРИКС (2001-201)7 // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 6 (144). С. 17-21.
  9. Шамахов В.А. Профессионализм на государственной гражданской службе: технологии достижения // Научные труды СЗАГС.2011. Т. 2.Вып.3. С. 10–22.
  10. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.