НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

10 апреля 8:51

Участие граждан в управлении делами государства является важнейшим фактором осуществления власти. В Конституции Российской Федерации закреплено, что многонациональный народ России является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3)[1].

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2], форму осуществления власти населением принято именовать местным самоуправлением. Активно выражая свою гражданскую позицию, граждане реализуют свои права путем участия в жизни государства, в том числе реализуя это право через участие в выборах в органы государственной власти субъекта и органы местного самоуправления.

Участие граждан в принятии решений – сложный комплексный процесс, протекающий под воздействием федеральных и региональных, в том числе уникальных, факторов (кризисов политической системы, партийно-идеологической среды). В связи с незавершенностью процесса модернизации политической системы страны система форм и методов участия граждан в процессе принятия решений находится в стадии становления и постоянной трансформации.

Для реализации установленного ст. 32 Конституцией Российской Федерации права граждан на участие в управлении делами государства законодательство РФ устанавливает соответствующие формы и механизмы участия граждан и их объединений:

— в процессах разработки и принятия властных решений (публичные слушания, независимая экспертиза);

— в осуществлении данных решений, контроле за их исполнением (общественный контроль);

— в измерении эффективности и результативности решений.

Однако для того, чтобы все эти формы и механизмы работали на практике, необходимо чтобы граждане и их объединения знали о них, а также умели конструктивно использовать данные формы и механизмы для защиты своих прав и законных интересов, а также для решения актуальных проблем социально-экономического развития. Важно, чтобы и со стороны государственных органов и органов местного самоуправления была реальная возможность взаимодействия с гражданами.

Кроме того, одной из причин низкой активности граждан является непоследовательность законодателей, а именно ряд субъективных и объективных факторов, которые на первый взгляд дают гражданам простор для проявления инициативы и самостоятельности в реализации правовых возможностей в политико-правовой сфере, а с другой стороны, не учитывают ряд субъективных и объективных факторов, создающих препятствия в реализации своих прав.

Большим процессом усовершенствования системы закупок товаров, работ и услуг ознаменовалось принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)[3]. Согласно статьи 20 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Так, в пункте 2 постановления Правительства № 835 от 22 августа 2016 г.[4] указано, что обязательное общественное обсуждение проводится в случаях если максимальная стоимость заключаемого договора превышает 1 млрд. рублей и тендер проводится конкурентным способом.

С учетом категории закупки (для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования), региональные и местные власти могут устанавливать дополнительные случаи, для обязательного обсуждения закупок. Например, в Республике Мордовия разработан и действует Порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Мордовия на сумму свыше 1 млрд. рублей, которым урегулированы отношения государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Мордовия, Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике при общественном обсуждении размещения заказов с начальной (максимальной) ценой контракта или гражданско-правового договора  на сумму свыше 1 млрд. рублей, утвержденный Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 года № 3[5]. Как указано, в п. 3.1 Постановления администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 № 1452/6[6] при проведении закупок муниципальными заказчиками г. Красногорска обсуждают их при начальной максимальной цене контракта 500 млн руб.

В Земельном кодексе Российской Федерации[7] в качества важного принципа реализации земельных правоотношений назван принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Данный принцип предусматривает обязательность участия общественности в случаях, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, решением экологических аспектов намечаемой хозяйственной деятельности, градостроительством.

В настоящее время одним из популярных инструментов реализации своего мнения, высказывания «наболевших» проблем и вопросов, является обращения (жалобы) граждан. Порядок приема, обработки и решения, которых отражен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[8].

По мнению И.В Тепляшина, наличие указанных актов федерального уровня говорит о том, что законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой активности, в первую очередь, происходят совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти в механизме правового регулирования[9]. Но всецело, граждане не всегда имеют желание участвовать в решении данных вопросов в силу проявления негативного и пассивного отношения к власти, низкого уровня правовой и социальной культуры, невозможности участия в силу отсутствия надлежащего уровня квалификации и статуса и многих других проблем.

Исследования социологов и психологов говорят о том, что в целом для россиян характерна экстернальность в понимании ответственности за собственную жизнь[10], что в определенной мере опосредует правовую активность граждан.

В настоящее время остро стоит проблема решения вопросов местного значения на местах. Зачастую, множество проблем, возникающих у населения для комфортного проживания на территории муниципального образования тщательно скрываются перед региональной властью, подменивая тем самым авторитет власти на недоверие со стороны граждан. В конечном итоге мы видим «красивый» отчет, а внутри него огромное множество неразрешенных проблем. Данные факторы порождают явление пассивности граждан, они остаются один на один со своими проблемами и уже никакая инициатива для них не имеет значения.

Еще одну из проблем, которую мне бы хотелось освятить в данной статье, является проблема электоральной активности граждан. В большинстве исследований понятие электоральной активности ассоциируют с уровнем явки на выборы. В более широком исследовательском контексте электоральная активность может рассматриваться как одна из составляющих политической (социально-политической) активности населения[11].

Согласно мнения Н.Д. Середе, электоральная активность представляет собой основанное на осознании своих возможностей воздействия на принятие политических решений стремление людей их реализовать имеющимися в данной системе средствами и методами[12].

Ранее считалось, что высокая электоральная активность может быть подтверждена высокой явкой на выборах, однако, из практики все чаще имеются всеобъемлющие факты ее формальности. Таким образом, сегодня высокая явка не является однозначным выводом о высокой электоральной активности, поскольку многие граждане, получив бюллетень на выборах, отказываются от выражения своих политических предпочтений.

Бывают случаи порчи бюллетеней для голосования, выражающиеся я как некий акт протеста против того или иного кандидата или партии. Так, Свердловская область, Бурятия и Карелия вошли в тройку регионов, где избиратели испортили наибольшее количество бюллетеней. В Республике Мордовия наблюдался минимальный показатель порчи бюллетеней, их испортило 0,5% избирателей, пришедших на выборы. Также ниже среднего уровня Рязанская и Саратовская области, Республика Марий Эл. Там количество испорченных бюллетеней колеблется от 1,2 до 1,4%.

Можно сделать вывод, что само по себе порча бюллетеней для голосования не является фактором, снижающим явку на выборы, поскольку последняя определяется в соответствии с численностью граждан, получивших бюллетень. Соответственно, негативная электоральная активность все же в некоторой степени способствует легитимности избранных должностных лиц и органов власти. Также, она говорит о наличии определенной заинтересованности в политической жизни, проявлении интереса к выборам. А вот негатив, проявляющийся на выборах является неким элементом «тревожной кнопки» в системе управления, указывая на социально-экономическое, либо политическое неблагополучие в той или иной сфере жизни общества.

Таким образом, в Российской Федерации при наличии возможностей проявления воли граждан для решения насущных проблем, а также предоставления такой возможности в силу прямого указания на это в законах, не всегда существует реальный потенциал граждан на их реализацию. Наличие в обществе негатива, наблюдающегося в выборном процессе, говорит о наличии множества проблем, существующих в сознании граждан. Цели и задачи власти должны быть сосредоточены на решение данных проблем, чтобы впредь не допускать таких проявлений и поддерживать уровень авторитета власти на должном уровне.

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ : с изм. от 02.08.2019 г. // Рос. газ. – 2001. –30 окт. – № 211-212.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ : с изм. от 02.08.2019 г. // Рос. газ. – 2003. – 8 окт. – № 202.
  4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ : с изм. от 27.12.2018 г. // Рос. газ. – 2006. – 5 мая. – № 95.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ : с изм. от 26.07.2019 г. // Рос. газ. – 2013. – 12 апр. – № 80.
  6. Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – 29 авг. – № 35. – ст. 5352.
  7. Об утверждении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Мордовия на сумму свыше 1 млрд. рублей : постановление Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. № 3 // Известия Мордовии. – 2013. – 18 янв. – № 7-2.
  8. Об утверждении порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Красногорск Московской области : постановление администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 г. № 1452/6 // Красногорские вести. – 2017. – 4 июл. – № 80-81.
  9. Оконешникова О.В. Общественно-политическая активность как фактор социализации молодежи // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 томах. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 6. С. 164-167.
  10. Середа Н.Д. От электоральной активности к гражданскому самосознанию: социсследование как основа PR-проекта // Международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина». М., 11–12 нояб. 2010 г. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha_2010/vlast/Sereda.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
  11. Тепляшин И.В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. – 2010. – № 5. – С. 40 — 49.
  12. Тихонова Л.Е. Позитивная и негативная электоральная активность граждан Российской Федерации на выборах 2013-2015 гг. // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. – 2017. – № 1. – С. 184-198.

 

Bibliograficheskij spisok:

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2014. – № 31, st. 4398.
  2. Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii : federal’nyj zakon ot 25 oktjabrja 2001 g. № 136-FZ : s izm. ot 02.08.2019 g. // Ros. gaz. – 2001. –30 okt. – № 211-212.
  3. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii : federal’nyj zakon ot 06 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ : s izm. ot 02.08.2019 g. // Ros. gaz. – 2003. – 8 okt. – № 202.
  4. O porjadke rassmotrenija obrashhenij grazhdan Rossijskoj Federacii : federal’nyj zakon ot 2 maja 2006 g. № 59-FZ : s izm. ot 27.12.2018 g. // Ros. gaz. – 2006. – 5 maja. – № 95.
  5. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd : federal’nyj zakon ot 5 aprelja 2013 g. № 44-FZ : s izm. ot 26.07.2019 g. // Ros. gaz. – 2013. – 12 apr. – № 80.
  6. Ob utverzhdenii Pravil provedenija objazatel’nogo obshhestvennogo obsuzhdenija zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd : postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 avgusta 2016 g. № 835 // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. – 2016. – 29 avg. – № 35. – st. 5352.
  7. Ob utverzhdenii Porjadka obshhestvennogo obsuzhdenija zakupok tovarov (rabot, uslug) dlja gosudarstvennyh nuzhd i nuzhd bjudzhetnyh uchrezhdenij Respubliki Mordovija na summu svyshe 1 mlrd. rublej : postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Mordovija ot 14 janvarja 2013 g. № 3 // Izvestija Mordovii. – 2013. – 18 janv. – № 7-2.
  8. Ob utverzhdenii porjadka objazatel’nogo obshhestvennogo obsuzhdenija zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija municipal’nyh nuzhd gorodskogo okruga Krasnogorsk Moskovskoj oblasti : postanovlenie administracii gorodskogo okruga Krasnogorsk MO ot 27.06.2017 g. № 1452/6 // Krasnogorskie vesti. – 2017. – 4 ijul. – № 80-81.
  9. Okoneshnikova O.V. Obshhestvenno-politicheskaja aktivnost’ kak faktor socializacii molodezhi // Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva: Materialy 3-go Vserossijskogo s#ezda psihologov. 25-28 ijunja 2003 goda: V 8 tomah. – SPb., Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003. T. 6. S. 164-167.
  10. Sereda N.D. Ot jelektoral’noj aktivnosti k grazhdanskomu samosoznaniju: socissledovanie kak osnova PR-proekta // Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja sociologicheskaja konferencija «Prodolzhaja Grushina». M., 11–12 nojab. 2010 g. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha_2010/vlast/Sereda.pdf (data obrashhenija: 01.12.2019).
  11. Tepljashin I.V. Pravovaja aktivnost’ rossijskih grazhdan: perspektivy issledovanija kategorii // Rossijskij juridicheskij zhurnal. – 2010. – № 5. – S. 40 — 49.
  12. Tihonova L.E. Pozitivnaja i negativnaja jelektoral’naja aktivnost’ grazhdan Rossijskoj Federacii na vyborah 2013-2015 gg. // Vestnik Permskogo universiteta. POLITOLOGIJa. – 2017. – № 1. – S. 184-198.

 

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.

[2] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ : с изм. от 02.08.2019 г. // Рос. газ. – 2003. – 8 окт. – № 202.

[3] О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ : с изм. от 26.07.2019 г. // Рос. газ. – 2013. – 12 апр. –  № 80.

[4] Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – 29 авг. – № 35. – ст. 5352.

[5] Об утверждении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Мордовия на сумму свыше 1 млрд. рублей : постановление Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. № 3 // Известия Мордовии. – 2013. – 18 янв. – № 7-2.

[6] Об утверждении порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Красногорск Московской области : постановление администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 г. № 1452/6 // Красногорские вести. – 2017. – 4 июл. – № 80-81.

[7] Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ : с изм. от 02.08.2019 г. // Рос. газ. – 2001. –30 окт. – № 211-212.

[8] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ : с изм. от 27.12.2018 г. // Рос. газ. – 2006. – 5 мая. – № 95. 

[9] Тепляшин И.В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 40 — 49.

[10] Оконешникова О.В. Общественно-политическая активность как фактор социализации молодежи // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 — 28 июня 2003 года: В 8 томах. 2003. СПб., Т. 6. С. 164 — 167.

[11] Тихонова Л.Е. Позитивная и негативная электоральная активность граждан Российской Федерации на выборах 2013-2015 гг. // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 1. С. 184-198.

[12] Середа Н.Д. От электоральной активности к гражданскому самосознанию: социсследование как основа PR-проекта // Международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина». М., 11–12 нояб. 2010 г. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha_2010/vlast/Sereda.pdf (дата обращения: 01.12.2019).