ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

23 сентября 3:21

На сегодняшний день по уровню качества жизни Российская Федерация занимает всего 49 место (среди 189 стран) в мировом рейтинге, согласно исследованиям специалистов ОНН по социологии и аналитике, что во многом зависит и от функционирования реформирования и структуризации системы социальной защиты населения в стране. Действующие меры решения социальных проблем сталкиваются с различными проблемами их реализации, что поспособствовало росту исследований в сфере социальной защиты. Данный вопрос является одной из ключевых проблем, что и обуславливает актуальность работы.

Прежде всего следует обратиться к терминологии, в науке как и в законодательстве Российской Федерации нет такого однозначного понятия как «социальная защита», однако, обозначено что можно понимать под государственной социальной помощью, заключающаяся в предоставлении определенным категориям граждан, указанных в законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[1] Также основой рассмотрения понятия социальная защита в РФ являются конституционные положения, отражающие направление государственной политики в социальной сфере, где закреплено, что государство создает условия для достойного уровня жизни населения.[2]

В широком смысле, согласно научной литературе, социальная защита представлена, как взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти, посредством внедрения различных способов и мер, влияющих на благосостояние жизни населения. В узком же смысле данный термин рассматривается уже с точки зрения самого процесса администрирования в социальной сфере и совокупности конкретных мер и способов.[3]

Итак, проанализировав выше сказанное, можно предположить, что социальная защита есть совокупность различных мер, способов решения проблем в социальной сфере и социальных услуг, закрепленные законодательством, предоставляемые государством для обеспечения высокого уровня жизни населения.

В работе будет рассмотрена указанная проблема на примере Республики Саха (Якутия). Приоритетом системы социальной защиты РС(Я), как и на федеральном уровне, является удовлетворение жизненных потребностей определенных категорий граждан (пожилых, инвалидов, сирот и т.д.). На сегодняшний день основными направлениями решений социальных проблем в республике являются: сохранение социальной стабильности в обществе и усиление адресности предоставляемой помощи. Сама система представляет собой совокупность учреждений социального обслуживания, численность которых на 2019 год составляет 93.  

Главная проблема, как уже отмечалось, состоит в исполнении и реализации возложенных функций, действующая система не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в сфере социальных услуг. Так, например, обеспечение установленных нормами коек в детских домах-интернатах в РС(Я) составляет 36%.[4]

Также говоря о ситуации проблемы обеспечения социальной защиты в РС(Я) необходимо отметить, что согласно рейтингу российских регионов по качеству жизни на 2018 год республика занимает 72 место из 85 субъектов РФ, а рейтинговый бал – 37.617, по сравнению с 2017 годом уровень понизился на одну ступень.[5]

Для развития государственной политики в социальной сфере РС(Я) разрабатываются различные государственные программы. По итогам государственной программы на 2012-2019 годы отмечалось, что была произведена активная работа, но реализация столкнулась с рядом проблем: нечеткость определения стратегии в целом, финансирование, определение адресности предоставления социальной помощи, качества и доступности социальных услуг.

Сейчас же действует новая государственная программа «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», исполнителем программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Исходя из выводов предыдущей программы разработана цель на 2018-2022 годы – повышение доступности социального обслуживания населения, а также создание условий для повышения уровня благосостояния населения. Задачи на эти годы:

  • Повышение качества жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
  • Повышение уровня жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
  • Улучшение условий труда;
  • Повышение уровня доступности социальных объектов и услуг определенных категорий граждан, закрепленных законодательством.

Система социальной защиты РС(Я) предусматривает предоставление различных видов социальных услуг более 100 тысячам граждан. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16% от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги — более 80 одиноких престарелых граждан.

Таблица 1

Численность населения РС(Я) 2017-2019 годы

Год

Все население,

тыс. человек

В том числе:

Городское

Сельское

2017

962, 8

630,5

332,3

2018

964,3

632,9

331,5

2019

967

637,4

329,6

 

Таблица 2

Динамика прожиточного минимума на душу населения в РС(Я) 2018-2019 годы

 

Все население

По социальным группам

Трудоспособные

Пенсионеры

Дети

2018

1 квартал

16 452

17 448

13 198

16 906

2 квартал

16 463

17 457

13 226

16 906

3 квартал

16 463

17 475

13 242

16 846

4 квартал

16 667

17 729

13 400

17 042

2019

1 квартал

16 938

17 985

13 616

17 429

2 квартал

17 126

18 161

13 792

17 660

 

Общая численность населения на 2017-2019 годы РС(Я) согласно официальной статистике увеличилась на 4,2 тысячи человек. Величина прожиточного минимума РС(Я) также за эти два года увеличилась исходя из представленных таблиц (см. табл. 1 и 2).[6]

Проанализировав динамику прожиточного минимума и численности населения можно сделать вывод, что представленная государственная программа дает положительные показатели своей деятельности.

Наиболее показательными факторами развития системы социальной защиты РС(Я), выражаются в SWOT-анализе представленной в таблице (см. табл. 3).[7]

Таблица 3

SWOT-анализ работы территориальной трехсторонней комиссии РС (Я)

Сильные стороны

Слабые стороны

— трехстороннее соглашение между районным объединением работодателей, районным объединением профсоюзов и местными администрациями;

— возможности инновационного направления;

— присутствие квалифицированных специалистов;

— достаточная основа трудоспособного населения;

— наличие специализированных учебных заведений для подготовки кадров.

— отсутствие уравновешенных совместных действий власти;

— текучка специалистов по многим категориям;

— высокий уровень миграции коренных жителей в центральную часть РФ;

— недостаточный уровень использования современных систем контроля рынка.

Возможности

Угрозы

— получение федеральной или региональной поддержки, для внедрения новых проектов;

— возможность регулирования цен и тарифов на местном уровне для товаров и услуг народного потребления;

— возможность обеспечения компенсаций на оплату жилья и др. обязательств в социальной и трудовой сфере.

— смена руководства в правительстве РС(Я);

— утечка молодых квалифицированных специалистов за пределы РС(Я);

— экономический кризис.

Таким образом, система социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) в рамках реализации представленной государственной программы «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» еще требует доработок по реализации всех мер и механизмов управления в сфере социальной защиты населения, но стоит отметить, что есть положительный результат, а также активная работа системы направленная на улучшение социального положения и качества жизни уязвимых категорий населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи»;
  3. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» (с изменениями на 21 августа 2019 года)»;
  4. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник / Г. В.  Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018. — С. 9-10.
  5. Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru;
  6. Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019).

 

[1] Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи

[2] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

[3] Сулейманова, ГВ. Право социального обеспечения : учебник / Г.В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2018. — С. 9-10.

[4] Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» (с изменениями на 21 августа 2019 года)»

[5] Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019)

[6] Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru

[7] Там же.