Проблемы отрасли ритуальных услуг и пути их решения

30 августа 3:56

Услуги ритуально-похоронного характера проявляются как социально значимые. Издавна считалось, что существует три важнейших события в судьбе человека: рождение, свадьба, смерть. В России в настоящее время смертность остается на довольно высоком уровне. На похороны собираются ежегодно десятки миллионов граждан. Значительная часть людей посещает могилы, чтобы почтить память умерших.

Ритуальные услуги в нашем государстве связаны прежде всего с погребением усопших на каком-либо из более чем кладбищ. В попытках найти статистику количества кладбищ, было обнаружено, что она как таковая не ведется. В середине 2017 г. в Российской Газете было указано, что от 85 до 90% кладбищ в России нелегальны или не имеют законного владельца. Там же говорилось и о том, что «Минстрой оценивает число открытых для захоронения кладбищ в 81-83 тысячи, а Союз похоронных организаций и крематориев России оценивает общее количество кладбищ примерно в 600 тысяч» [1].

Кремация в России развита очень слабо: по состоянию на конец 2013 г. в России было 17 крематориев. При этом в тот же период в США было 1468, а в Японии – 1625 крематориев. С точки зрения материальных затрат, кремация и захоронение урны с прахом обходятся значительно дешевле, поэтому неудивительно, что до 80% умерших в развитых странах Европы кремируются. В России же этот процент находится на уровне менее 10%.

Отрасль ритуальных услуг весьма проблемная: Во-первых, здесь существует шесть основных проблем:

  • коррупция при продаже информации о смерти;
  • отсутствие земли под новые захоронения;
  • ликвидация системы подготовки агентов похоронного обслуживания;
  • конфликт интересов здравоохранения и похоронного дела;
  • бесконтрольный допуск на рынок всех желающих;
  • отсутствие общественного и государственного контроля.

Острее других – проблема продажи информации о смерти. Различные схемы связывают сотрудников похоронного бюро, дежурных «скорой помощи», сотрудников МВД, санитаров морга и других лиц.

Во-вторых, отрасль тормозится нормативно-правовой базой. По словам вице-президента Союза похоронных организаций и крематориев Алексея Сулоева: «Мы единственная страна в мире, где нет ни одного госоргана, который курировал бы эту [ритуальную] деятельность. У нас вся эта отрасльотдана муниципалитетам, у которых нет возможности вести эту работу». Всилу этого отрасль развивается нелегальными способами.

По официальной статистике выручка легального похоронного бизнеса составляет 40-50 млрд.руб. Но выручка неофициальная – выручка нелегального сектора похоронного обслуживания составляет в 3-5 раз больше [2].

В-третьих законодательно не позволено организовывать крематории частному бизнесу. Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается – у субъектов Федерации нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет на эти цели денег не дает.

В-четвертых, как отметил председатель профсоюза похоронных организаций Антон Авдеев, абсолютно отсутствует политика государства в области похоронного дела. В России нет единого стандарта оказания ритуальных услуг.

В-пятых, земель под кладбища не хватает. Эта проблема особенно актуальна для больших городов, где старые кладбища уже заполнены. Новые кладбища требуют существенных затрат бюджета, т.к. земельные участки, как правило, принадлежат частным собственникам. Кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и при наличии удобного подъезда к ним.

Чтобы удовлетворять эти требования, муниципалитет должен выплатить существенную компенсацию упущенной выгоды при отчуждении земли у собственника. Учитывая то, что к этому добавляются затраты на оборудование земли под кладбище, на его обустройство и проч. стоимость кладбища для муниципального образования оказывается весьма и весьма значительной.

Описанные выше проблемы располагают к тому, чтобы органы
государственной власти и органы местного самоуправления функционировали в едином русле их разрешения. Важнейшим инструментом, используемым при этом, может стать государственно-частное партнерство (ГЧП).

С помощью ГЧП можно стимулировать развитие отрасли ритуальных услуг. Это ,вероятно, частично снимет «денежный» вопрос. Например, актуальными выглядят следующие направления работы:

  1. Частное финансирование:

– инвестиции в строительство новых кладбищ, крематориев, усыпальниц и проч.;

— инвестирование в развитие транспорта для перевозки тел умерших;

— инвестиции в развитие базы производства похоронных
принадлежностей и атрибутики (гробов, венков, надгробных сооружений и
проч.).

  1. Государственное (муниципальное) финансирование:

— строительства новых муниципальных, государственных кладбищ  ;

— содержания и благоустройства муниципальных, государственных
кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков;

— создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений.

Ритуальные услуги являются сферой общественной жизни, которой сегодня необходимо управлять по-новому: накопившееся число и характер проблем не позволяет оставлять всё, как есть. Данный вид социального сервиса должен регламентироваться – и регламентироваться строго, а кладбища, крематории и усыпальницы не должны создаваться и функционировать незаконно.

Литература:

  1. По закону потусторонней экономики // Российская газета — Неделя No7307 (141) / Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.rg.ru/2017/06/28/issledovanie-ot-85-do-90-kladbishch-v-rossii-nelegalny-ili-beshozny.html
  2. Ритуальные заслуги // АО «Газета.Ру» [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2013/11/20/5761677.shtml?updated.