В настоящий момент в мире порядка 23% населения имеют ограниченные возможности. В России на конец 2019 года зарегистрировано более 11 млн. инвалидов по различным основаниям.
Результатом ограничения их возможностей является то, что они не могут воспользоваться всеми средствами в направлении своего развития, образования, занятости. Организация путешествий для людей с ограниченными возможностями так же является проблемой. Так как количество людей данной категории постоянно растет то вопросы социального, инклюзивного туризма требуют к себе все больше внимания.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается повышение спроса на туристские услуги со стороны данной категории людей, а соответственно и рост сегмента рынка, связанного с обслуживанием особых категорий населения.
Безусловно назвать данный сегмент массовым пока еще нельзя даже в достаточно благополучной Европе. В России же сегмент туристского рынка, связанный с обслуживанием людей с ограниченными возможностями только начинает свое развитие [1, с.1]. Это способствует выдвижению на первый план именно социальных функций туризма. Наиболее полно проблемы путешествий людей с ограниченными возможностями отражает понятие «инклюзивного туризма».
Инклюзивный туризм (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) – процесс развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех в плане приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми [2, с.70-71].
Безусловно люди с ограниченными возможностями путешествуют менее активно, чем другие категории населения. Даже в наиболее развитых странах Европы статистика путешествий людей с ограниченными возможностями в процентном соотношении с другими категориями не утешительна. Не говоря об России, где материальные и физические возможности людей еще более ограниченны. Поэтому разработка, формирование безбарьерной среды актуальна как никогда.
Понятие «безбарьерной среды» прописано в различных нормативно-правовых актах и других источниках. Нами рассматривается следующее определение безбарьерной среды — «это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющие людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни» [1, с.2].
Все больше людей с ограниченными возможностями занимает активную жизненную позицию и стремится к саморазвитию, освоению новых профессий и специальностей, общению и путешествиям. Соответственно емкость рынка инклюзивного туризма высока и те предприятия индустрии туризма и гостеприимства, которые в большей мере обеспечат доступность своих услуг для данного сегмента рынка получат существенные конкурентные преимущества перед другими.
Развитие инклюзивного туризма, путем формирования безбарьерной среды может стать для средства размещения серьезным конкурентным преимуществом, в связи с тем, что происходит:
- расширение круга потребителей услуг и, следовательно, рост объема продаж;
- дополнительные услуги гостиниц так же растут в продажах;
- формирование привлекательного имиджа и, следовательно, увеличение частоты обращений, в том числе и повторных;
- повышение заполняемости номеров в не сезон;
- увеличению продолжительности пребывания в гостинице по сравнению с другими категориями потребителей [1, с.2].
Для достижения данного эффекта организациям необходимо сформировать доступную среду. Безусловно успех зависит не только от самой организации и ее желания расширить сегмент рынка потребителей своих услуг, но и от политики государства в этом направлении.
Необходимо развивать транспортную доступность, информационную, возможность посещения мест культуры, рекреационных и т.д.
В настоящее время нормативная база, регулирующая вопросы создания безбарьерной среды во всех сферах жизнедеятельности людей сформирована, установлены стандарты и требования к организациям по формированию доступности их услуг для потребителей, в том числе с ограниченными возможностями. Во много теперь от самих организаций будет зависеть, смогут ли они создать условия для данной категории потребителей услуг и тем самым повысить и свою конкурентоспособно и создать положительный имидж социально ориентированного бизнеса или нет.
Список литературы:
- Радыгина Е. Г. Создание безбарьерной среды в средствах размещения для гостей с ограниченными возможностями // Концепт. – 2014. – № 05 (май). – ART 14120. – 0,5 п. л.
- Межова Л. А., Губин И. В. Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития в России // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 6. – С. 70–71.