Сегодня туризм является не только просто путешествием или отдыхом, но и прежде всего его можно считать одним из ведущих отраслей экономики. В настоящее время республика уделяет особое значение развитию местного туризма, что способствует совершенствованию системы социально-культурного обслуживания населения и повышению качества жизни в целом.
Работа над имиджем территории достаточно сложная, требующая вовлеченности не только специалиста по туризму, но и каждого жителя республики. Республика обладает большими потенциальными туристскими ресурсами для продвижения положительного образа местного туризма не только в региональном, но и на мировом рынке.
Территориальный имидж в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным ресурсом экономики. Сегодня территории становятся составляющими национального капитала. Происходит это в связи с ростом значения информации для обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих и политических субъектов. С практической точки зрения возникает необходимость изучения способов и методов формирования имиджевой политики региона с целью повышения его конкурентоспособности. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений. Так называемое «доброе имя» выступает предпосылкой для ускорения социально-экономического развития стран, регионов, а также отдельных городов, повышения уровня и качества жизни населения, поскольку способствует решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории. Это, прежде всего, привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта продукции национальных, региональных производителей, привлечение трудовых ресурсов, развитие въездного туризма. Благоприятный имидж той или иной территории во многом определяет успешность решения этих проблем, а ее репутация выступает главным фактором осуществления выбора. Поэтому формирование ее привлекательного имиджа приобретает особое значение.
Существует несколько подходов к определению имиджа территории. Один из них предложен И.С. Важениной и С.Г. Важениным, которые уже в самом определении детализируют его составляющие: «имидж территории — это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории [2].
В настоящее время, где средства массовой информации чуть ли не стали неотъемлемой частью современного общества, то в этом случае они могут выступать источниками получения представления о жизни региона в целом. Не стоит забывать и о том, что особое значение для формирования и повышения туристского имиджа региона имеют связи с общественностью. Построение положительного образа региона в сознании его жителей и восприятии общественных организаций необходимо для повышения степени их лояльности и доброжелательной оценки действий органов власти, существующих предпринимательских структур и будущих инвесторов.
Если говорить об составляющих имиджа туристской территории, то исследования подтверждают, что к их числу можно отнести географические, культурные, исторические и этнические [6].
Географическая составляющая имиджа региона выступает как сумма представлений, связанных с локализацией региона и его природными особенностями, что приводит к выделению определенных территорий с разной степенью аттрактивности, определяющих ее специализацию. Однако туризм как вид хозяйственной деятельности и способ освоения территории имеет очень важное значение для развития региона, так как, в принципе, в любом регионе, на любой территории или уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. В качестве примера географической составляющей имиджа республики можно отметить создание ряда интересных и популярных туров в Полюсе холода [4]. Полюс Холода – это по-настоящему экстремальный туризм Республики Саха (Якутия). Полюс холода в Оймяконе считается самым холодным и суровым местом на планете. Хотя этот вопрос до сих пор остается открытым, так как на титул самого холодного места на планете также претендуют наш Верхоянск и станция «Восток», расположенная в Восточной Антарктиде. Тем не менее, с каждым годом узнаваемость Оймяконского Полюса холода повышается, даже в мировом рынке туризма.
Культурная составляющая имиджа региона охватывает сумму представлений о регионе, связанных с совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеком в пределах региона. Ярким примером является национальный праздник Ысыах в долине Туймаада [7]. В течение двух дней проводятся более 100 культурно-обрядовых мероприятий, спортивных состязаний, игр и конкурсов. Ысыах с каждым годом трансформируется и обогащается новыми проектами, мероприятиями и соревнованиями. По массовости не имеет аналогов по всей России.
Историческая составляющая имиджа региона включает в себя ассоциативные представления, связанные с процессом развития региона. Каждый регион является своеобразной ареной развертывания разного рода исторических событий. Влияние представлений об истории региона на его имидж формируется по двум направлениям.
Первое — связано с представлением о древности: чем дальше во времени отстоят исторические события, связанные с регионом, тем ценнее он для туристов.
Второе направление базируется на представлении об известных исторических событиях, таких как великие войны, спортивные турниры и прочее. К данной составляющей можно отнести чемпионат мира по мас-рестлингу, который проходил в Якутске 2018 года. Чемпионат мира не единичный случай, кроме того в Республике Саха (Якутия) в разные годы проходили такие крупные соревнования как Кубок мира по вольной борьбе, чемпионат России по вольной борьбе и боксу, также стоит отметить международные спортивные игры «Дети Азии», которые проводятся каждые четыре года с 1996 года под патронажем Международного олимпийского комитета [3].
Этническая составляющая имиджа региона объединена суммой представлений о населяющих регион людях как определенной общности. Обычно сложные и многогранные представления о народе заменяются сложившимися стереотипами, так, например, считается, что англичане чопорны, немцы педантичны, итальянцы темпераментны, американцы бесцеремонны.
Суровый климат, непредсказуемость природных явлений, огромная территория способствовали выработке таких особых черт русского национального характера как мужество, коллективизм, импульсивность и созерцательность. Точно так же можно говорить и про характер народа Саха. Иностранные СМИ считают нас суровым и гостеприимным народом, живущими где-то на Севере. Особенности национального характера, как показывает современная практика, оказывают существенное влияние на формирование представлений о регионе.
Формирование положительного имиджа территории – это не только возможность улучшить экономику, но и создание спроса на местный туризм.
Литература:
- Важенина И.С. теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.
- Важенин С.Г., Бесенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 540 с.
- Международный комитет «Дети Азии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cagic.org/
- Полюсы холода [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Полюсы_холода
- Понятие и значение имиджа территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adload.ru/page/mark2_496.htm
- Формирование имиджа туристских территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://evgenysolomin.livejournal.com/449482.html
- Ысыах Туймаады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mag.e-gorod.ru/lib/12137/