АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

10 сентября 5:48

Каждый день тысячи жителей нашего города пользуются услугами общественного транспорта, поэтому его усовершенствование является актуальным вопросом. Стоит отметить, что в настоящее время недостаточно просто предоставить населению комфортабельный транспорт, необходимо грамотно построить систему общественного транспорта.

Усовершенствование информационной системы общественного транспорта необходимо, поскольку сейчас наступает эра активного использования информационных технологий во всех сферах жизни общества. Современные технологии способны сделать жизнь людей лучше, что доказывает опыт внедрения электронных очередей и создание единого портала «Госуслуги».

Объектом нашего исследования является информационная система общественного транспорта города Липецка. Для начала необходимо определить, что данная система представляет из себя в настоящее время.

Сейчас у каждого жителя нашего города, передвигающегося на общественном транспорте, есть транспортная карта. Данная карта была введена в 2017 году, она является единой электронной картой для всех видов транспорта на территории Липецкой области. Пополнить такую карту можно несколькими способами

  • в офисах «Сбербанка»;
  • с помощью мобильного банка (но в офис все равно придется зайти для того, чтобы актуализировать денежные средства);
  • с помощью специальных терминалов, установленных на некоторых остановках;
  • в пунктах обслуживания транспортных карт.

Оплата проезда картой происходит бесконтактно с помощью специального терминала, установленного в каждом автобусе. В настоящее время в автобусах установлено 2 типа терминалов: новые и старые. Новые терминалы позволяют оплачивать не только транспортной картой, но и банковской с помощью бесконтактной оплаты. Терминалы старого образца принимают оплату только по транспортным картам.

Также в автобусах установлена система навигации, позволяющая отслеживать их маршрут.

На территории крупнейших населенных пунктов Липецкой области действует приложение «Яндекс. Транспорт», которое позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение автобусов.

К сожалению, во многих случаях приложение не может дать точной информации о том через сколько нужный нам автобус прибудет на нашу остановку. Это связано с отсутствием сигнала от этого автобуса.

Таким образом, мы видим, что существующая на сегодняшний день информационная система общественного транспорта Липецкой области может стать фундаментом для дальнейшей оптимизации.

Для лучшего понимания требований к информационной системе мы провели социологический опрос. Нами было опрошено по 50 человек из 3 различных возрастных категорий. Стоит отметить, что мы рассматривали только те вопросы, которые непосредственно связанны с информационной системой общественного транспорта, таблица содержит данные в сжатом виде. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты опроса

Возрастная группа

Результаты

Школьники и студенты

Оплата проезда электронной транспортной карты (с помощью NFC), возможность обратной связи.

Работающее население

Возможность покупать карты (купоны) на определенное количество поездок или срок. Знать через сколько приедет тот или иной автобус. Возможность узнать маршрут того или иного автобуса и как им добраться из одного пункта в другой.

Пенсионеры

Знать, когда приедет нужный им автобус, пополнять транспортные карты на своей остановке.

 

Из данных, приведенных в таблице, мы видим, что две из трех возрастных групп хотели бы знать, когда придет нужный им автобус, исходя из этого можно сделать вывод, что этот вопрос очень значим для горожан.

Работающее население также хотело бы иметь возможность покупать карты на определенное количество поездок или на определенный срок, узнавать маршрут того или иного автобуса, и как можно добраться из одного пункта в другой.

Пенсионеры, в силу сложности активного перемещения, хотят пополнять транспортные карты на своей остановке или как можно ближе к ней.

Школьники и студенты не так часто отмечали удобную навигацию по городу и возможность отслеживать движение автобусов, поскольку представители данной категории активно пользуются такими приложениям, как «Яндекс. Транспорт» и «2GIS». В тоже время они, как наиболее продвинутое население, хотели бы иметь возможность оплачивать проезд с помощью электронной транспортной карты. Также их интересует обратная связь, например, чтоб оставить отзыв или предложение.

В последние годы в Липецкой области активно занимаются развитием туризма, что требует определенных изменений и в транспортной системе Липецкой области. Например, для туристов было бы удобно покупать карту на определенное количество поездок или на нужный срок прямо на остановках общественного транспорта.

Исходя из информации, представленной выше, можно сформулировать к информационной системе транспорта следующие требования (со стороны пользователя):

  • возможность построения маршрута из пункта А в пункт Б;
  • отображение точного времени прибытия ближайших автобусов;
  • покупка и пополнение транспортных карт;
  • обратная связь.

Основную транспортную нагрузку в Липецкой области несут автобусы и маршрутные такси, поэтому стоит обратить внимание на опыт других регионов и стран, в которых также популярны эти виды общественного транспорта. Таким образом, с учетом данной особенности хотелось бы привести несколько городов с хорошими транспортными системами.

Так, к примеру, в 2014-м году было установлено первое электронное табло в городе Минске, и на данный момент их уже более 100. Были использованы две версии табло — жидкокристаллическая, на ней можно в режиме реального времени следить за движением автобусов по карте города, а также светодиодная, которая показывает только время, оставшееся до приезда транспорта.

Тот же путь для улучшения транспортной системы выбрали многие города, например, в городе Владимире пока было установлено 25 электронных табло.

Использование табло обусловлено удобством для людей, ждущих транспорт на остановке, — с учетом расстояния до остановки и скорости движения табло передает точную информацию о времени прибытии.

В заключение хочется сказать о том, что информационная система, построенная по данным требованиям, будет способствовать удобному передвижению не только жителей города, но и туристов.

Также стоит отметить, что основными преимуществами подобной информационной системы общественного транспорта могут стать ее вариантность и фундаментальность.

Под вероятностью подразумевается множество способов реализации. Например, можно использовать солнечные батареи для снижения потребления электроэнергии, также данную систему можно внедрять постепенно.

Фундаментальность системы заключается в том, что со временем на основе созданной информационной системе будет возможно проводить другие преобразования. Например, построить систему, регулирующую движение транспорта, с подсказками водителю о том через сколько он должен прибыть на ту или иную остановку

Список использованных источников

 

  1. Межов И. С. Оптимизация структуры мотеля в условиях риска и неопределенности в Липецкой области// Скиф. Вопросы студенческой науки. — декабрь 2019. — №12. — С. 124-140
  2. Шевченко А. В. Обзор «сквозных» технологий в Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. — июль 2019. — №7. — С. 149-152