В исследовательских работах последних лет образовательная среда школы, в которой пребывают дети на протяжении всех лет обучения, вписывается в механизмы развития ребенка. Правильно замечают авторы, что радикальные преобразования в школе, широкое распространение педагогических нововведений и экспериментирования в сфере общего среднего образования усиливает неопределенность психологической ситуации в школах, а проблема исследования и описания образовательной среды, специфической для конкретной школы, стала практически еще более актуальной [1; 2; 3].
Как отмечает Ю.Г. Коротенков, «в последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектах образования» [4, с. 4].
Приоритет отдается учебному процессу и не всегда учитывается задачи воспитания в информационном пространстве современной школы. Педагогический опыт показывает, что в условиях информатизации образовательного процесса важно решать проблемы влияния информационно-образовательной среды.
Речь идет об изучении влияния информационно-образовательной среды на воспитательный процесс и его результаты, на отношения в воспитательной работе и на самих субъектах воспитания, и конечно, обратных тенденций, порождающихся взаимовлиянием и взаимовоздействием информационно-образовательной и воспитательной среды школы. Воспитательная среда школы в условиях информатизации образования порождается влиянием факторов, условий, ресурсов, взаимовлияющих и взаимодействующих с воспитательной системой школы, с воспитательным процессом, с системой методического обеспечения воспитательной работы в школе.
В методологическом контексте проблемы воспитания учащихся в информационной среде школы связаны с обеспечением воспитательного процесса школы методологией, теорией и практикой разработки и эффективного использования информационно-образовательных средств, направленных на реализацию целей воспитания школьников.
Проблемы воспитания учащихся в информационно-образовательной среде школы в контексте широкого понимания информатизации образования, на наш взгляд, связаны:
1) с разработкой механизмов совершенствования организации и планирования, мониторинга и оценки эффективности воспитательной системы школы на основе использования информационно-образовательных ресурсов, информационно-методических материалов, коммуникативных сетей;
2) определением научно-педагогических основ разработки содержания воспитательного процесса в школе, определения форм организации, методов и приемов, средств. Факторов и условий эффективной организации воспитательного процесса в условиях информационного образовательного пространства.
3) проектированием и реализацией воспитательных систем, основывающихся на взаимодействии и взаимовоздействии отношений «воспитатель-воспитанник», «воспитательная среда — ученик», «воспитатель -детский коллектив», «воспитательная среда школы — ученический коллектив» в условиях информационной образовательной среды;
4) с разработкой методических систем и технологических инструментариев воспитания, ориентированных на развитие интеллектуально-мировоззренческой, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сфер личности школьника;
5) реализацией информационных средств мониторинга и оценки хода и результативности воспитательного процесса школы в условиях информационно-образовательной среды современной школы.
6) с изучением проблем формирования и развития профессиональной компетентности школьного учителя-воспитателя по оптимальному использованию современных информационных технологий и средств, возможностей информационно-образовательной среды школы в реализации целей и задач воспитания.
Понимание информатизации образования в узком смысле, как «внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах» [5, с. 109], также позволяет нам рассматривать проблемы воспитания учащихся в информационно-образовательной среде школы в более узком контексте. При этом мы выделяем такие проблемы:
1) проблемы формирования ценностного отношения школьников к средствам и возможностям информатизации;
2) проблемы стимулирования и мотивации формирования информационной культуры школьников;
3) проблемы формирования «защитного механизма» от негативного влияния информационных потоков, медиа средств на сознание и поведение детей;
4) отношения между участниками воспитательного процесса в информационном пространстве;
5) организации, функционирования и обновления системы воспитательной работы с использованием информационных средств;
6) разработка и широкая апробация информационной продукции воспитательного назначения;
7) организация деятельности и общения школьников путем активного развития онлайн-системы образования, создания региональных школьных центров.
Необходимо также решить вопросы информатизации управления воспитательными системами при активном участии педагогических и ученических коллективов. Информационная среда школы способствует существенного повышения «циркуляции» научно-педагогической информации, в том числе воспитательного содержания. Обеспечивает прозрачность и доступность данных о текущем состоянии воспитанности учащихся, ученических классов. Способствует получению оперативных сведений об отклонениях в поведении отдельных школьников, о принятых мерах воспитательного характера. Руководство школы и весь педагогический коллектив, родительская общественность будут иметь оперативную информацию об изменениях в поведении детей, о реальном положении воспитательного дела. Для этого необходимо создать в школе автоматизированные банки информации о воспитательной работе.
Информационно-образовательная среда формирует информационно-учебную деятельность, т.е. «деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей» [5, с. ПО]. Информационно-учебная деятельность в условиях субъектной позиции школьника в педагогическом процессе, при правильной его организации и ориентации на воспитательные цели, служит важным условием реализации воспитывающего обучения. Через организации самостоятельной деятельности школьника по поиску, отбору, обработке, хранению, передаче, преобразованию информации обеспечивается воспитание его информационной культуры, интеллектуальных качеств. Тем временем, предоставляемая для работы информация должна соответствовать критериям отбора воспитательного материала.
В свою очередь, информационно-образовательная среда создает благоприятные возможности для организации деятельности и общения школьников с использованием средств информатизации. Например, в школах Казахстана все часто практикуются онлайн-конференции на воспитательные темы, в которых дети общаются со сверстниками из других городов и стран. Полезны также коллективные творческие дела информационно-поискового содержания. Школьники активно включаются в благотворительные акции, например, в поиск пропавших без вести родных и близких, в акты моральной поддержки больных сверстников или детей из горячих точек планеты.
Важным направлением воспитания учащихся в информационно-образовательной среде школы является поликультурное воспитание школьников. При планировании воспитательной работы с ориентацией на максимальное использование педагогических возможностей информационно-образовательной среды важно предусмотреть меры по развитию .межкультурного диалога школьников. Через информационное взаимодействие, т.е. «передачи и приёма информации в любом виде при реализации обратной связи, развития средств ведения диалога, возможность выбора вариантов содержания информации» [5, с. ПО] достигается общение учащихся разных этносов — носителей разных культурных ценностей, диалог разных культур.
Воспитательный потенциал информационно-образовательной среды школы усиливается путем четкой постановки целей воспитательного процесса, определения его содержания, форм, методов и средств с учетом возможностей информатизации образования. Также следует учесть, что «при использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий» [6, с. 147].
При планировании воспитательной системы также нужно предусмотреть сложности организации воспитания в условиях информационного пространства. Это особенно касается эмоционального напряжения учащихся в условиях обширного информационного потока. Или, сложность быстрого определения воспитательной ценности информации, получаемого учащимися и правильного его направления. В отдельных случаях — это нейтрализация негативного воздействия информации на сознание и поведение школьников.
Нам кажется, что в отличие от учебного процесса, в воспитательном процессе трудно преобразовать информационно-образовательную среду в организованное, упорядоченное, многомерное, систематизированное информационное пространство. Даже специфичность информационно-образовательной среды каждой конкретной школы не исключает наличие общих проблем и направлений воспитательной деятельности. Поэтому на этапе проектирования воспитательных систем важно учитывать все возможные проблемы организации воспитательного процесса в информационно-образовательной среде современной школы.
Список литературы
- Рубцов, В.В., Поливанова, Н.И., Ермакова, И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. — Вып. 2. — МИПКРО. — 2013
- Рубцов, В.В., Улановская, И.М., Яркина, О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. — Вып. 2. — МИПКРО. — 2015
- Шаляпина Т.А., Юдина Н.А. Информатизация образования как инструмент инновационных преобразований. — СПб. ЛОИРО, 2013.
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФБ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Иванцова Н.А., Гуров В.Н Инновационный проект «Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях» /Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методология, методические разработки и материалы. — Вып.1/ Общ. Ред. В.Н. Гурова. — Уфа, 2015. С. 44-48.
- Иванцова Н.А. О применении в образовательном процессе электронного образования/ Муниципальные методические службы в контексте новых вызовов времени: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей. — Уфа: РИЦ ИРО РБ, 2014. -С. 44-46.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. — М., 2015.
- Скурихина Ю.А. База данных Web of science в системе информационных ресурсов вуза: проект внедрения // Цифровое общество в контексте развития личности. Сборник статей международной научно-практической конференции; научный центр «Аэтерна». 2017. С. 193-196.
- Скурихина Ю.А. Информационная система региона: барьеры и точки роста //Актуальные проблемы современной науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: научный центр «Аэтерна». 2017. С. 69-73.
- Скурихина Ю.А. Использование методологии управления проектами при реализации проектов информатизации в образовательных организациях// Информационные технологии. Проблемы и решения. 2018. № 1 (2). С. 277 -281.