Сегодня жизнь человечества практически невозможно вообразить без информационных технологий. Жизнь каждого из нас, начиная с самого рождения, окутана информационными потоками, вместе образующими глобальное движение информации, обладающее при этом различными средами для размещения и распространения. Можно с уверенностью сказать, что такие операции как сбор, анализ, хранение и передача информации – это ключевые задачи не только для отдельного индивида, но и для всего человеческого сообщества. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» заявил однажды Натан Ротшильд, и сегодня сложно оспорить правоту данного суждения.[1, c. 25-30]
Процесс информатизации представляется сложным не только в техническом, но и в социальном плане, потому что требует значительных трансформаций в образе жизни населения. В том числе требуется приложение усилий общества в области ликвидации компьютерной неграмотности, а также при формировании грамотности, культуры обращения с новыми информационными технологиями.[2]
Движущей силой развития новой формации общественного развития становится прежде всего производство информационного продукта. В таком обществе претерпевает изменения не только производственная модель, но и жизненный процесс, система ценностных ориентаций, материальные ценности постепенно становятся менее значимыми и на первое место выходит культурный досуг. Основным объектом производства и потребления становится информация и знания, что в свою очередь стимулирует отрасли умственного труда, значение которых в общих показателях экономики растут. От отдельных же индивидов требуется быть способными к творчеству, и к воспроизводству новых и переосмыслению имеющихся знаний. Технологическое обеспечение происходящих структурных изменений обеспечивают различного рода системы, сформированные на базе информационно-телекоммуникационного технологического комплекса.[3]
Итак, процесс информатизации общества можно охарактеризовать как структурированный и поступательный социальный, экономический, научный и технический процесс организации необходимых условий для обеспечения информационных потребностей индивидов и их организаций, а также реализации правовых взаимоотношений граждан, их объединений, органов государственной и муниципальной власти, бизнеса на базе, организуемой и сформированной с помощью современных информационных ресурсов.
В процессе информатизации возникает и развивается новое, информационное общество – это такой специфический вид общества, в котором значительная часть от всех занятых работает в сфере производства, хранения, переработки и реализации информации, в особенности её высшей формы – знаний.
Современные исследователи предлагают среди ключевых критериев, позволяющих определять развитость информационного общества выделять следующие:
- Наличие и повсеместное использование компьютеров;
- Уровень развития и доступности компьютерных сетей, скорость и легкость взаимодействия разобщенных элементов с целью выработки новых знаний;
- Обладание членами общества информационной культурой, то есть владение определенными знаниями и умениями в области цифровых технологий.
Таким образом, определив понятия информатизации и формируемого ей информационного общества, мы можем перейти к тому, каким образом рассматриваемые нами феномены способны влиять на создание экономики нового типа – экономики знаний.
Такой тип экономики принято рассматривать как высший этап экономического развития постиндустриальной экономики. На сегодняшний день такой вид экономики свойственен США и частично – странам Евросоюза. Экономика знаний зиждется на двух столпах: человеческом капитале и знаниях.[4] Именно процесс качественного улучшения человеческого капитала, улучшения качества жизни населения, развитие высоких технологий, разработка новых технологий, инновации и высокое качество оказываемых услуг, всё это определяет и задает вектор развитию экономики знаний.
При этом, считаем важным отметить тот факт, что новая экономическая формация не идеальна и переход к ней ведёт к определенным, новым для многих государств проблемам. Так, в процессе накопления социально-экономических изменений, значительно влияющих на общество, появляются негативные тренды, связанные прежде всего с ростом влияния ИТ на общественную жизнь. Особенно следует отметить возникновение цифрового неравенства и возрастающее давление информации на индивидов. То есть к уже имеющимся экономическому, социальному и культурному неравенству добавляется информационное. Цифровой «разрыв» проявляет себя как внутри отдельных государств, так и на мировой арене. Это проявляется в разной степени доступа граждан к возможностям ИКТ, к Глобальной сети, что ведет к технологическим и социальным проблемам, а слаборазвитая информационная культура способна привести к глобальным социальным потрясениям.
Подводя итог, мы можем утверждать, что информационное общество действительно служит базой для возникновения и развития экономики знаний. Однако важно учитывать тот факт, что в условиях, когда экономика государства находится только в процессе индустриального развития, когда не имеется развитой медицины, высококачественного образования, эффективной фундаментальной науки, поддерживаемой государством, обществом и бизнесом, а также рационального государственного управления, способствующего реализации высокого качества жизни, построение экономики знаний будет очень затруднительно и даже не возможно. Сами по себе наличие большого количества компьютеров и цифровизация некоторых производств не служат значительным качественным изменениям в экономике и обществе. То же самое можно говорить и об услугах связи. Например, в Российской Федерации одни из самых дешевых в мире тарифов на связь, что дает определенные потенциальные возможности, но при этом опять-таки не делает экономику РФ экономикой знаний. Поэтому многим странам, в том числе и нашей родине, необходимо пройти длительный путь для того, чтобы состоялось становление развитого информационного общества и экономики знаний, однако для обеспечения конкурентоспособности и выживаемости государства в современном стремительно изменяющемся мире необходимо преодолеть этот путь в максимально сжатые сроки.
Список литературы:
- Kogan V.Z. CHelovek: informaciya, potrebnost’, deyatel’nost’ : monografiya / V.Z. Kogan, V.A. Uhanov. — Tomsk : Izdatel’stvo Tom. universiteta, 1991. — 193 s.
- Klimova A.B. Ot informacionnogo obshchestva -k obshchestvu znaniya // Diskussiya. 2016. №7 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-informatsionnogo-obschestva-k-obschestvu-znaniya-2 (data obrashcheniya: 01.02.2020).
- Kolin K. K. Informacionnaya kul’tura v informacionnom obshchestve // Otkrytoe obrazovanie. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-v-informatsionnom-obschestve (data obrashcheniya: 02.02.2020).
- Dunaeva T.YU., Garaev A.A. Informacionnye tekhnologii v razvitii sovremennogo informacionnogo obshchestva // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-razvitii-sovremennogo-informatsionnogo-obschestva (data obrashcheniya: 01.02.2020).