В условиях глобализации мировой экономики постоянно возрастает значимость дистанционного банковского обслуживания, на передний план выходят банковские услуги с использованием интернет — технологий. В связи с этим представляется важным анализ тенденций применения интернет технологий в развитии банковских услуг в России.
Автором проанализировано количество счетов с дистанционным доступом, открытых в российских кредитных организациях. В таблице 1 представлены данные о количестве активных счетов (в рублях), открытых в кредитных организациях физическим лицам и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями.
Таблица 1
Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях [1]
в тыс.ед.
Год |
Общее количество счетов |
в том числе открытых клиентам: |
||||
юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего |
из них: |
физическим лицам, всего |
из них: |
|||
с доступом через сеть интернет |
с доступом через сеть Интернет |
с доступом посредством устройств мобильной связи |
||||
2014 |
125 776 |
3 461 |
3 122 |
122 316 |
80 917 |
64 598 |
2015 |
162 833 |
4 026 |
3 765 |
158 807 |
136 149 |
117 390 |
2016 |
191 962 |
4 523 |
4 361 |
187 439 |
161 629 |
143 089 |
2017 |
216 593 |
5 217 |
5 092 |
211 376 |
189 897 |
166 753 |
2018 |
238 966 |
5 971 |
5 875 |
232 995 |
217 061 |
178 175 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде наблюдается возрастающая тенденция, количество счетов открытых в банках юридическим лицам с доступом через интернет увеличилось практически в 2 раза (в 1,88 раз). Данная тенденция обусловлена расширением функционала ДБО и широким распространением интернет технологий.
Что касается количества счетов открытых в кредитных организациях физическим лицам с доступом через интернет, то их число увеличилось за последние 5 лет практически в 3 раза (в 2, 68 раз). Возрастающая тенденция в отношении количества счетов, с доступом через интернет, открытых физическим лицам обусловлена активной политикой банков в отношении расширения клиентской базы, в частности, следует выделить продвижение зарплатных проектов.
Эмиссия платежных карт является важной составляющей деятельности любого банка. В таблице 2 представлены данные о количестве платежных карт, эмитированных кредитными организациями с 2014-2018 года.
Таблица 2
Количество и структура платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт [1]
Год |
Всего банковских карт, тыс.ед. |
в том числе: |
|||
расчетные карты |
кредитные карты |
||||
тыс.ед. |
удельный вес, % |
тыс.ед. |
удельный вес, % |
||
2014 |
227 666 |
195 904 |
86,05% |
31 761 |
13,95% |
2015 |
243 929 |
214 465 |
87,92% |
29 464 |
12,08% |
2016 |
243 925 |
214 461 |
87,92% |
30 144 |
12,36% |
2017 |
271 677 |
239 522 |
88,16% |
32 155 |
11,84% |
2018 |
272 604 |
237 521 |
87,13% |
35 082 |
12,87% |
На основании данных таблицы 2, можно делать вывод о том, рынок банковских карт России в целом продолжил демонстрировать устойчивый рост – темп роста за последние 5 лет составил 120%. Данный факт можно объяснить тем, что развитие рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов.
Операции с пластиковыми карточками открыли кредитным организациям новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа; уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и так далее.
Проследим динамику количества расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями. Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика количества расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями
На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде количество расчетных карт увеличилось в 1,2 раз. Этот рост обусловлен, прежде всего, зарплатными проектами. Зарплатные клиенты остаются для банков наиболее привлекательной нишей для продажи карточных продуктов, развития транзакционного бизнеса, сопряженного с меньшими издержками безрискового пополнения пассивов за счет остатков на счетах карт.
Количество кредитных карт, эмитированных кредитными организациями, увеличилось на 10 п.п. Активность банков по продвижению кредитных карт связано с желанием кредитных организаций наращивать объемы кредитования физических лиц. Как отмечают в Национальном бюро кредитных историй, сегмент кредитных карт является наиболее динамичным во всем розничном кредитовании, главным образом, за счет его технологичности и удобства [2].
В последние десятилетия наблюдается тенденция развития безналичных форм расчетов, это имеет большое экономическое значение. Платежи, осуществляемые без участия наличных средств, способствуют ускорению оборачиваемости, сокращению количества денежных средств, необходимых в обращении, что, как следствие, приводит к снижению издержек обращения, увеличению прозрачности расчетов. Автором проанализированы операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт, данные представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов [1]
Год |
Показатель |
Всего |
в том числе: |
|
операции по снятию наличных денежных средств |
операции по оплате товаров и услуг |
|||
2011 |
количество, млн. ед. |
4 041,3 |
2 445,6 |
1 595,7 |
объем, млрд. руб. |
16 058,4 |
14 041,4 |
2 017,0 |
|
2012 |
количество, млн. ед. |
5 601,5 |
2 843,5 |
2 758,0 |
объем, млрд. руб. |
21 283,8 |
18 017,8 |
3 266,0 |
|
2013 |
количество, млн. ед. |
7 324,9 |
3 167,9 |
4 157,0 |
объем, млрд. руб. |
25 922,8 |
21 362,7 |
4 560,1 |
|
2014 |
количество, млн. ед. |
9 420,7 |
3 289,6 |
6 131,0 |
объем, млрд. руб. |
30 278,1 |
23 892,0 |
6 386,1 |
|
2015 |
количество, млн. ед. |
12 008,7 |
3 331,5 |
8 677,1 |
объем, млрд. руб. |
33 221,2 |
25 136,2 |
8 085,1 |
На основании данных таблицы, можно сделать вывод о том, что операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт имеют возрастающую тенденцию. Их количество увеличилось практически в 3 раза за последние 5 лет, в стоимостном выражении наблюдается двукратных рост операции с использованием платежных карт в анализируемом периоде. Доля тех, кто расплачивается картой в торгово-сервисных предприятиях, выросла в два раза за последние пять лет – с 46% до 83% населения.
Следует подчеркнуть, что увеличение количества счетов с дистанционным доступом, эмиссия и эквайринг платежных карт, рост числа безналичных операций – все это происходит благодаря применению интернет – технологий в банковской деятельности. Дальнейшее применение и развитие интернет – технологий в банковском обслуживании положительно отразится на банковской системе РФ.
Одной из прогрессивных технологий проведения безналичных расчетов является применение дистанционного обслуживания клиентов на базе интернет — технологий. 85% банковских клиентов, регулярно выходящих в интернет, используют хотя бы один канал дистанционного доступа к своим картам, счетам и другим банковским продуктам. Наиболее динамично развивающимся направлением финансовых решений является управление банковскими счетами через интернет – банкинг и мобильный банкинг.
По данным ЦБ РФ в 2018 году практически 60% взрослого населения страны имели дистанционный доступ к банковским счетам (через интернет-банкинг или мобильный банкинг). При этом всего 45% населения пользовались такой возможностью, почти все из них совершали операции по счетам посредством мобильного банкинга. О быстром развитии интернет–банкинга в России говорят не только данные регулятора – Банка России. Так эксперты консалтинговой компании Deloitte Digital включили Россию в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).
По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интернет–банкингом пользуется около 81% всей интернет–аудитории. Более половины россиян (53%) пользуются мобильным банком, 30% – интернет-банком [2].
Следует отметить, что число пользователей мобильных банковских приложений в России в последние годы превышает число клиентов, пользующихся банковскими веб-приложениями. Так, доля пользователей интернет-версий в два раза ниже (17%), чем пользователей мобильного банка. Такую же тенденцию отмечают в Фонде общественного мнения.
На растущую популярность мобильного банкинга влияет несколько факторов. Во-первых, через мобильное приложение можно быстро выполнять несложные операции, например, перевод с карты на карту. Во-вторых, на тенденцию влияет дигитализация общества: увеличивается число смартфонов и растет цифровая грамотность.
Таким образом, на основе проведенного анализа современных тенденций применения интернет технологий в развитии банковских услуг в РФ можно сделать вывод о том, что Российские банки ищут новые, более перспективные пути повышения плотности и качества взаимодействия с клиентами. Наблюдаются позитивные тенденции в отношении количества счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, возросла эмиссия платежных карт, увеличились операции совершенные с использованием платежных карт. Наиболее динамично развивающейся тенденцией является — управление банковскими счетами через интернет, в частности через мобильные приложения банков.
Список использованной литературы
- Банк России: Статистика национальной платежной системы. Официальный сайт Банка России, 2018.
- Национальное агентство финансовых исследований. Официальный сайт НАФИ. http://nacfin.ru/
References
- Bank of Russia: Statistics of the national payment system. Bank of Russia official website, 2018.
- National Agency for Financial Research. The official website of NAFI. http://nacfin.ru/