КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

21 мая 4:45

Информационно-технологические проекты (ИТП) весьма широко применяются в государственном и муниципальном управлении в Российской Федерации, однако подходы к их классификации всё ещё несовершенны. Несмотря на то, что данной проблеме посвящено немалое количество трудов, вопрос систематизации государственных и, особенно, отраслевых проектов малоисследован.

Как правило, классификация ИТП проводится по техническим, технологическим и функциональным признакам, которые наиболее полно характеризуют проекты. Однако следует принимать во внимание, что в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК), как и в прочих отраслях государственного управления, существует ряд индивидуальных особенностей. Исходя из этого, общие принципы классификации зачастую не отвечают потребностям систематизации отраслевых ИТП. Особенно заметным это является в систематизации проектов по масштабам их применения, так как классические структурные группы не учитывают специфику взаимодействия пользователей и степень интеграции различных ИТП. Поэтому автор предлагает дополнить и обобщить существующие классификаторы, сделав акцент на потребности жилищно-коммунального комплекса. Авторская классификация ИТП в ЖКК представлена на рисунке 1.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3836-1.PNG

Рисунок 1. Авторская классификация информационно-технологических проектов в ЖКК.

Автор подразделяет информационно-технологические проекты в ЖКК на 5 групп, исходя из их функциональных особенностей, пользователей, автономности, охватываемых задач и степени мобильности.

По функциональному признаку проекты делятся исходя из их практического назначения. Проекты принятия решений сопровождают управленческую деятельность и обеспечивают повышение эффективности принятия управленческих решений. Задачами справочных проектов является предоставление и анализ актуальной и своевременной информации. Под справочно-коммуникативными проектами понимаются порталы и технологические сервисы, обеспечивающие не только работу с информацией, но и взаимодействие между пользователями внутри системы.

При разделении ИТП по пользователям выделяется 4 группы. ИТП государственных органов включают в себя технологические проекты органов власти. Как правило, к ним относятся информационные системы, используемые государственными структурами. Корпоративные и локальные системы используются для обеспечения процессов информатизации на предприятиях ЖКК и на уровне домовладений соответственно. Смешанные проекты включают в себя несколько различных уровней пользователей.

По автономности функционирования проекты предлагается разделять на самостоятельные, работающие на собственных базах данных, и интегрированные, требующих взаимодействия с внешними источниками информации.

Исходя из степени охвата задач, ИТП в ЖКК могут быть базовыми, дополняющими и функциональными. Базовые ИТП хранят основной массив информации. Дополняющие обеспечивают пользователей технологиями, реализующими или расширяющими функционал базовых проектов. Функциональные проекты являются фактически самостоятельными, но требующими интеграции с базовыми информационными системами. В качестве актуального примера приведём Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Это пример базового проекта. Дополняющими проектами являются многочисленные системы обработки и внесения информации, оплаты коммунальных платежей, проведения электронных голосований и прочие. Функциональные же проекты представлены различными порталами многоквартирных домов.

Для полноты классификации предлагается добавляет разделение по степени мобильности проектов и возможности их реализации на стационарных и мобильных платформах.

В заключение вышесказанного, отметим, что, несмотря на полноту существующих технических и функциональных классификаторов, при анализе применяемых и внедряемых информационно-технологических проектов, следует уделять особое внимание отраслевым особенностям сфер их применения.

Список источников:

 

  1. Методический документ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю «Меры защиты информации в государственных информационных системах» от 11.02.2014г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации в сети интернет]. — https://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty/114-spetsialnye-normativnye-dokumenty/805-metodicheskij-dokument (дата обращаения 11.05.2019)
  2. Фатахетдинова А.И., Шохин В.П. Информационные технологии и ЖКХ // ЖКХ. – 2010. — №1. — С.63-69.
  3. Саак А.Э. Тюшняков В.Н. Применение информационных технологий управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [Текст] / Известия ЮФУ. Технические науки. — 2013. — №1. – с.246 – 252

 

  1. Metodicheskij dokument Federal’noj sluzhby po tehnicheskomu i jeksportnomu kontrolju «Mery zashhity informacii v gosudarstvennyh informacionnyh sistemah» ot 11.02.2014g. [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: [Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby po tehnicheskomu i jeksportnomu kontrolju Rossijskoj Federacii v seti internet]. — https://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty/114-spetsialnye-normativnye-dokumenty/805-metodicheskij-dokument (data obrashhaenija 11.05.2019)
  2. Fatahetdinova A.I., Shohin V.P. Informacionnye tehnologii i ZhKH // ZhKH. – 2010. — №1. — S.63-69.
  3. Saak A.Je. Tjushnjakov V.N. Primenenie informacionnyh tehnologij upravlenija v zhilishhno-kommunal’nom hozjajstve [Tekst] / Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. — 2013. — №1. – 246 – 252