Для учащихся есть специальные маркировки, по которым они могут «отслеживать шаги» в изучении темы. Красочное оформление, отличный дизайн страниц, большое количество иллюстраций, соответствующих содержанию текстов, удобочитаемый шрифт. В содержании учебников имеет место: наличие материалов для развития коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся для орфографических навыков, умений составлять тексты; наличие произведений, формирующих нравственно-эстетические, патриотические чувства, уважение к культурам разных народов.
Обязательный для изучения теоретический материал и правила, предназначенные для заучивания сформулированы достаточно четко, логично и последовательно и выделены особо, доступность изложения вполне соответствует возрасту учащихся, строго соблюдается логика изложения учебного материала.
В основном, практические задания в учебнике не дифференцированы по уровню сложности, но достаточно материала для формирования и закрепления практических орфографических и пунктуационных навыков. Не выделен особо материал для обязательного и необязательного усвоения. В разделах учебника легко выбрать упражнения для домашнего задания.
Иллюстративный материал в учебниках имеется. Есть репродукции картин. Достаточно и справочного материала: образцы различных видов разбора, обучающие таблицы, памятки и т.д. Но, к сожалению, в конце учебников русского языка 2, 4-х классов не предоставлены словари (орфографический, толковый, орфоэпический).
В соответствии с ФГОС второго поколения, упражнения направлены на составления высказываний с ориентацией на цель и ситуацию общения, на ролевые отношения партнеров реальных или воображаемых, — героев произведений. Таким образом, формируется умение детей мигрантов и переселенцев воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания на русском языке, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова, чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания.
Чтобы узнать мнение учеников и их родителей об этих учебниках, было проведено анкетирование. Были получены следующие результаты: большинству учащихся (84%) этот учебник интересен для чтения, 82% учащихся считают его доступным для понимания, 86% отмечают, что учебник помогает в лучшем изучении предмета, 92% опрошенных считают, что этот учебник способствует развитию их способностей. Можно сделать вывод, что детям нравится учебник. В зависимости от темперамента, способностей и личных качеств разным ребятам нравятся разные виды работы на уроке. Одним нравится воспроизводить диалоги, другим нравится читать, третьим нравятся письменные задания. Сложности тоже учащиеся испытывают разные.
В результате анкетирования родителей было установлено, что далеко не все в школе изучали русский язык, поэтому не все могут помочь своим детям при выполнении заданий дома. Формулировка заданий понятна. Большинство родителей контролирует выполнение детьми заданий и регулярно интересуются, тем, что проходилось на уроке. Родители по возможности проверяют выполнение письменных заданий, а также вместе с детьми читают заданные на дом упражнения. Многие родители заинтересованы в том, чтобы их дети овладели русским языком. Родителям нравится учебник (92%). 67% считают, что учебник стимулирует познавательную активность ребенка. По мнению родителей, учебный материал направлен на развитие творческих способностей (60%), на развитие навыков самообразования (50%). Также 54% опрошенных считают, что учебник соответствует возрасту обучаемых. Большинство родителей (43-57%) уверены, что учебник способствует развитию исследовательских, изобретательских умений учащихся, умений применения знаний для объяснения явлений, работы с дополнительными источниками информации, критического анализа информации. 92% опрошенных порекомендовали бы своим детям данный учебник.
Подводя итоги апробации учебника «Русский язык» под редакцией Ф.Ф.Азнабаева, О.И.Артеменко, “Литературное чтение” авторы-составители: З.Г.Сахипова, Т.Н.Орлова, А.В.Бабурин можно сделать выводы о возможности достижения новых образовательных результатов в работе с данными учебными изданиями. Использование новых учебников оказывает положительное влияние на развитие психологических функций ребенка: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д. Стимулирует влияние на общие речевые способности ребенка. Обучение по данному изданию дает большой практический эффект в плане качества владения русским языком.
Список использованной литературы
- «Русский язык» под редакцией Ф.Ф.Азнабаева, О.И.Артеменко,
- «Литературное чтение» авторы-составители: З.Г.Сахипова, Т.Н.Орлова, А.В.Бабурин
References
- «The Russian Language» edited F.F.Aznabaeva, A.I.Artemenko,
- «Literary reading» Compilers: Z.G.Sahipova, T.N.Orlova, A.V.Baburin.