Организация и проведение выездных налоговых проверок в Российской Федерации (правовой аспект)

15 октября 7:39

В настоящее время в системе налогового контроля основным  и наиболее важным инструментом выступают выездные налоговые проверки. Они обладают высоким уровнем  продуктивности и позволяют в полном объеме проводить проверку правильности уплаты налогов и сборов. Налоговый контроль- это совокупность специальных действий уполномоченных органов государственной власти, содержащих в себе различные приемы и способы, которые позволяют поддерживать налоговую дисциплину, выявлять налоговые правонарушения и предпринимать превентивные меры с целью устранения таких нарушений. В пределах своей компетенции налоговые органы имеют право истребовать объяснения от налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов и сборов, данные  проверки учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, которые используются для извлечения дохода.

Налоговый контроль устанавливает такие виды налоговых проверок, как выездные и камеральные. Выездная проверка, в отличие от камеральной, считается более эффективной и это обусловлено тем, что она основана на изучении фактических и объективных данных, которые не всегда могут предоставить налогоплательщики в налоговые органы в ходе проведения камеральной проверки. В данной статье речь пойдет именно о сущности выездных налоговых проверках.

Для выездной проверки характерны следующие признаки и особенности:

— проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика

— детальное исследование документов бухгалтерского и налогового отчета

— осуществление таких мероприятий контроля, как осмотр и выемка предметов и документов

— большая часть выявленных нарушений действующего законодательства касается уклонение от уплаты налоговых платежей

— проведение выездной проверки требует значительных затрат и средств

— итоги выездных проверок значительно увеличивают бюджет РФ в  виде дополнительно начисленных платежей

— значительная длительность рабочего времени сотрудников

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении выездной налоговой проверки, которая может проводиться по одному виду налога или  нескольким, в отношении одного налогоплательщика. По общим правилам, территория  на которой проводится проверка является помещение налогоплательщика, но если он не может предоставить такого помещения, то проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем, имеет свои особенности касаемо территории. Представители налоговых органов не имеют права  без согласия налогоплательщика и лиц проживающих с ним, находится в его жилом помещении. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по месту нахождения налогового органа.

Можно отметить некоторые проблемы при проведении выездных налоговых проверок на территории налогоплательщика. Прямой контакт между сотрудником налогового органа и налогоплательщиком создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений. На практике нередки случаи, когда по инициативе одной из сторон возникают попытки «договориться», в обмен на игнорирование нарушений.

Выездная налоговая проверка по длительности не должна  превышать двух календарных месяцев, за исключением случаев предусмотренных НК РФ. Если проверка проводится в организации, которая имеет филиалы и представительства, то срок ее проведения увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала и представительства. Сроком проведения выездной налоговой проверки считается период со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении. Также налоговым органам запрещается за один и тот же период  по одним и тем же налогам  проводить проверку более чем два раза.  В рамках выездной проверки может быть проверен период сроком не более, чем в три календарных года, которые предшествуют году, в котором вынесено окончательное решение о проведении проверки.

Случаи, когда срок может быть продлен до 4 или 6 месяцев[1]:

— налоговый орган, получил в ходе проверки, информацию от правоохранительных органов или иных источников, о возможном нарушении налогового законодательства, которое требует дополнительной проверки;

— проведению проверки препятствуют стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия, которые случились на территории, где проводится проверка

-не представление в установленный срок документов, которые необходимы налоговым органам

— активное противодействие налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка

— имеются также другие обстоятельства.

      Также законодательство предусматривает случаи приостановления выездной налоговой проверки, максимум до 6 месяцев:

— необходимость получения информации от иностранных государственных органов в рамках международного договора

— обязательное проведение экспертизы

— в случае если, документы которые предоставил налогоплательщик требуют перевода с иностранного языка на русский, а также истребование у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документов или информацию, относящуюся к деятельности данного налогоплательщика.

    Первым основанием для проведения повторной проверки может служить инициатива вышестоящего налогового органа, осуществляющего контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Вторым основанием для повтора проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя, в случае если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию и  сумме налога меньше, чем предыдущая.

         Что касается процедуры подготовки к проведения выездной налоговой проверки, то началом можно назвать ее планирование. Необходимо определить налогоплательщиков, в отношении которых будет проводиться проверка, виды проверяемых налогов, сроки и период проверки.

 Такие субъекты налоговых правоотношений, как ФНС, Пенсионный фонд РФ, ГИБДД, Центральный Банк, Министерство финансов, а также Федеральная таможенная и пограничная службы России, выступают в качестве источника информации для налоговых органов на первом этапе проведения выездной налоговой проверки. Данные органы выдают информацию о налогоплательщике, как на основаниях установленных законодательством, так и на основании отдельных запросов налоговых органов.

 Если в отношении налогоплательщика, которого проводится выездная налоговая проверка, раннее проводилась камеральная проверка, то на втором этапе налоговые органы используют информацию, полученную в результате камеральной проверки. Как правило, камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля. Зато в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и может назначить  более серьезную форму налогового контроля в виде выездной налоговой проверки.

 Третий этап позволяет налоговым органам проводить анализ бухгалтерской  и налоговой отчетности, основываясь на системе контрольных соотношений. Проверяется правильность отчетности, которую предоставил налогоплательщик. Например, если выручка предприятия от реализации продукции выросла, то соответственно  должна была увеличиваться налоговая база по налогу на прибыль организаций и НДС. На данном этапе возникает проблема в том, что налоговые органы ставят перед собой задачу осуществления плановых показателей и в связи с этим выходят за рамки своих полномочий, проводя отдельные контрольные действия. Таким образом, они наносят дополнительный ущерб деятельности налогоплательщика.  

На четвертом этапе проводится анализ финансово-экономических показателей, собирается информация о физических объемах потребленных материальных, энергетических и других ресурсах. Также проверяется бухгалтерская отчетность о потребленных ресурсах. Данный этап  использует косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика и его хозяйственных операциях и сделках.

На пятом этапе, когда налоговые органы выбирают налогоплательщика, используется концепция системы планирования выездных налоговых проверок[2]. Данная концепция позволяет отобрать налогоплательщиков, которые соответствуют определенным критериям. Такими критериями выступают: выплата средней заработной платы за месяц на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в данном субъекте РФ, налоговая нагрузка плательщика налога и другое.

 На шестом этапе, устанавливается перечень налогов, по которым будет идти проверка, составляются вопросы, касающиеся ее проведения, а также  определяется период, в течение  которого проверка должна быть завершена.

 На седьмом этапе  проверяющие планируют время и количество экспертов, которое понадобится для проведения выездной налоговой проверки.

На восьмом этапе руководитель налогового органа утверждает план налоговой проверки, который носит конфиденциальный характер. Утверждается такой план за 15 дней до начала квартала и составляется он ежеквартально.

Непосредственно перед направлением проверяющих специалистов на выездную налоговую проверку, руководитель налогового органа выносит решение, которое содержит информацию о наименовании налогового органа, номере и дате решения, ФИО или наименовании налогоплательщика и его ИНН, периоде и предмете выездной проверки, должности и ФИО специалистов. Данное решение обязательно должно быть подписано, лицом вынесшим его, с указанием на его должность и ФИО.

Выездная проверка начнется только тогда, когда должностные лица предъявят налогоплательщику вынесенное решение о проведении проверки, которое соответствует всем выше перечисленным требованиям, и свои служебные удостоверения[3]. Такой факт ознакомления с документами утверждается подписями.

Далее эксперты налогового органа проводят собеседование с руководителем организации, ИП, главными бухгалтером или иными должностными лицами, которые могут быть ответственными за исчисление и уплату налогов. После собеседования, налогоплательщику выдвигается требование о предоставлении документации, для того чтобы налоговые органы получили перечень информации, необходимый для проверки. В случае не предоставления  такой информации в десятидневный срок, налогоплательщик привлекается согласно статье 126 НК РФ к ответственности.

Объектами выездной налоговой проверки обычно являются устав и учредительные документы организаций, декларации, документы бухгалтерской отчетности, кассовые и банковские документы, накладные, учетные регистры, счета-фактуры, журналы-ордера, лицензии, приказы по учетной политике  и другое.

Существует сплошной и выборочный метод осуществления проверки. Сплошная проверка проводится путем анализа всех хозяйственных операций и документов бухгалтерского учета, которыми оформлялись эти операции, а выборочная проверка проводится частично.

В день окончания выездной налоговой проверки, руководитель проверяющей группы составляет справку, которая содержит информацию о предмет,  сроках и результате ее проведения. В течение двух месяцев, после получения налоговыми органами справки, должностные лица обязаны составить акт налоговой проверки, состоящий из вводной и описательной части. Такой акт должен соответствовать  принципам обоснованности и объективности, четкости, доступности, лаконичности и системности изложения, а также в полном объеме содержать все существенные обстоятельства.

Акт проверяется в налоговом органе в специальном журнале и подписывается всеми проверяющими, после чего вручается руководителю.

В результате всей проверки, налогоплательщика могут привлечь к ответственности, за выявленные нарушения налогового законодательства, а могут вынести отказ в привлечении к ответственности, за отсутствие состава нарушений налогового законодательства.

За последние годы налоговая служба сделала акцент на самостоятельном контроле налогоплательщиков за своевременным уточнением своих задолженностей по уплате наиболее рисковых налоговых платежей. В 2018 году ФНС сократила количество выездных налоговых проверок почти на треть (30%) до 14,2 тысяч по сравнению с 2017, в котором количество выездных проверок составило 20,2 тысячи[4].

Данная мера дала свои результаты:

— Сохранение выездных налоговых проверок на высшем уровня: в среднем одна проведенная проверка принесла в бюджет свыше 12 миллионов рублей.

— Также сохраняется тенденция снижения количества выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, без учета проверок физических лиц с 19,5 тысяч проверок в 2017 году до 13,8 тысяч проверок в 2018 году (на 29%) при одновременном повышении их эффективности на 40,7% до 24,4 миллионов рублей в 2018 году (2017 год – 17,4 миллиона рублей

— Одновременно, посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без проведения налоговых проверок, дополнительно поступило в бюджет 80 миллиардов рублей, что составило 27% в общем объеме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы.

— уменьшилась нагрузка на одного сотрудника, исполняющего контрольно-надзорные функции. В 2018 году нагрузка снизилась в 1,5 раза и составила 4,28 ед. контрольных мероприятий. (в 2017 году – 6,35 ед.)[5].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что выездные налоговые проверки более эффективны при их меньшем количестве и умеренной частоте проведения, а также предоставлении большей свободы налогоплательщикам. Таким образом, такая тенденция оказала более действенное влияние на современную реформацию налогового законодательства. Скорее всего в будущем, из-за увеличения качества проверок и самостоятельности  налогоплательщиков,  последует снижение количества налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, что может способствовать пополнению федерального бюджета РФ.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ ( ред. от 31.10. 2019 ) ( с изм. и доп., вступ. В силу с 29.10.2019) //http://www.consultant.ru Ст. 15
  2. Ефимова Е.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие [Текст] / Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова. М.: МИИР, 2014. 235 с.
  3. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение [Текст] / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. 388 с.
  4. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/#t31/
  5. Итоги деятельности ФНС России за 2018 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/

 

  1. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации. Очаковский В.А., Агабабян В.Э. Полиматис. 2018. № 9. С. 13-18.

 

 

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ ( ред. от 31.10. 2019 ) ( с изм. и доп., вступ. В силу с 29.10.2019) //http://www.consultant.ru Ст. 15

 

[2] Ефимова Е.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие [Текст] / Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова. М.: МИИР, 2014. 235 с.

 

[3] Куликов Н.И. Налоги и налогообложение [Текст] / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. 388 с.

 

[4] Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/#t31/

[5] Итоги деятельности ФНС России за 2018 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/