Название «суверенные фонды благосостояния» (sovereign wealth fund), впервые было дано в статье «Кто держит богатство нации?» Эндрю Розанова, опубликованной в Центральном банковском журнале в 2005 году. [8] В своей статье Э. Розанов определил суверенные фонды как «пулы активов». В последующих работах были использованы следующие подходы к пониманию сути суверенных фондов: так В. Делвин и Б. Браммитт охарактеризовали суверенные фонды как «специализированные государственные фонды», А. Ловери понимал суверенные фонды, как «механизмы».
В научной литературе не выработано общего подхода в отношении использования термина «суверенный фонд». В таблице 1 приведены различные подходы к определению этого понятия.
Таблица 1 – Подходы к определению понятия «суверенные фонды»[1]
Автор |
Определение |
М.Г. Бароновская |
Суверенный фонд — это «обособленная совокупность денежных средств, используемая государством для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов и финансирования бюджетного дефицита |
К. Балдинг |
Суверенный фонд благосостояния — это «капитал, полученный в результате чистого накопления богатства и управляемый государством или окологосударственным органом (государство сохраняет за собой право контроля инвестиционного капитала), который инвестирует в различные активы, стремясь получить отдачу, превышающую безрисковую норму доходности (суверенный фонд таким образом принимает на себя риски, на которые не идут государственные органы в своей обычной деятельности) |
Б. Браммит и В. Делвин |
В широком смысле суверенным фондом может называться любой фонд, который управляет государственными средствами и инвестирует их независимо от источника дохода. Более узкое определение сводится к государственным инвестициям в иностранной валюте, управление которыми происходит отдельно от финансовых резервов. |
Е.А. Васин |
Суверенный фонд — это созданный центральным (или региональным) правительством, юридически, финансово и организационно обособленный фонд, средства которого формируются за счет сверхплановых доходов бюджета от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, несырьевого профицита бюджета, части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, управляется и используется в целях обеспечения стабильности и развития экономики на определенном временном горизонте |
С. Мезикапо |
Суверенный фонд — принадлежащий государству пул активов (внутригосударственных и зарубежных), юридически, финансово и операционно-обособленных от иных государственных активов и обязательств, предоставляющих политическим (не кредитно-денежным) органам возможность достижения различных публичных целей, кроме связанных с осуществлением кредитно-денежной и валютной политики и управлением публичными пенсионными фондами. |
Пановой Г. С. |
Суверенный фонд — институциональный инструмент экономической политики государства, аккумулирующий внебюджетные финансовые ресурсы и (или) материальные активы, и предназначенный для решения приоритетных задач экономического развития, включая обеспечение экономической безопасности и достижение долгосрочных целей развития страны, реализуемых на национальном и международном уровнях. |
Исходя из рассмотренных подходов, мы можем сделать вывод, что суверенным фондом благосостояния является инвестиционный фонд, созданный государством для достижения макроэкономических целей
(исключение составляют: фонд Сингапура – Темасек, Китайская Инвестиционная Корпорация, фонды ОАЭ и нефтяной фонд штата Аляска), который состоит из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте. Фонды создаются в качестве инструмента глобального инвестирования в экономику государства и для сохранения стабильности в период кризиса. Суверенные фонды, как правило, формируются за счет профицита платежного баланса, официальных операций с иностранной валютой, поступлений от приватизации, бюджетного профицита и/или поступлений от экспорта биржевых товаров. Большинство фондов благосостояния появилось в тех странах, доход которых зависит от экспорта сырьевых товаров (например, нефть). Кроме того, существуют различные точки зрения в отношении классификации суверенных фондов. В таблице 2 приведены лишь некоторые концепции.
Таблица 2 – Основные классификации суверенных фондов[2]
Автор концепции |
Основные тезисы |
Sovereign Wealth Fund Institute |
Исходя из функций выделяются 5 групп суверенных инвесторов: 1. Центральный банк или орган денежно-кредитного регулирования; 2. Суверенный инвестор, ориентированный на ликвидность; 3. Суверенный инвестор, ориентированный на покрытие ответственности; 4. Суверенные фонды стратегического развития; 5. Суверенный инвестор преемственности поколений |
Международный валютный фонд |
Фонды делятся на стабилизационные фонды, фонды сбережений для будущих поколений, корпорации по инвестированию резервов, фонды развития и фонды условных пенсионных резервов |
Министерство финансов США |
Суверенные фонды — один из четырех видов суверенного богатства наряду с международными резервами, государственными пенсионными фондами и государственными корпорациями |
Коллектив авторов из Гарвардской школы Кеннеди |
4 группы суверенных инвесторов: (1) суверенные фонды; (2) центральные банки; (3) публичные пенсионные резервные фонды; (4) суверенные фонды развития, банки развития и агентства развития. Критерии: основной источник капитала, основные функции, типичные инвестиционные модели |
International Financial Services London |
Существует 5 видов государственных инвестиционных механизмов: — суверенные фонды благосостояния (Стабилизационные / сберегательные фонды); — суверенные и публичные пенсионные фонды; — государственные инвестиционные фонды; — государственные фонды развития; — аффилированные с государством корпорации |
Из данных таблицы следует, что существуют различные подходы к определению и классификации суверенных фондов. Однако общепринятой считается классификация Международного валютного фонда (МВФ), согласно которой фонды делятся на 5 основных групп (таблица 3).
Таблица 3 – Классификация суверенных фондов[3]
Наименование группы |
Характеристика |
Примеры |
Стабилизационные фонды |
часть средств, которая выводится за рамки бюджета. То есть происходит изоляция денежных средств от резких колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы |
Резервный Фонд РФ (Россия); Economic and Social Stabilization Fund (Чили); Petroleum Fund of Timor-Leste (Восточный Тимор) |
Сберегательные фонды (фонды будущих поколений) |
используются для перевода активов сектора добывающей промышленности в диверсифицированные активы |
Kuwait Investment Authority (Кувейт); Government Pension Investment Fund — Global (Норвегия); Abu Dhabi Investment Authority (АОЭ), Libyan Investment Authority (Ливия); Фонд национального благосостояния (Россия) |
Общественные пенсионные системы |
фонды, финансируемые государством. Средства фондов используются на выплату социальных пенсий |
Future Fund (Австралия); National Pensions Reserve Fund (Ирландия); New Zealand Superannuation Fund (Новая Зеландия) |
Фонды развития |
создаются для финансирования проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны |
European Development Fund (ЕС); Nordic Development Fund (Дании, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция);«Самрук- Казына» (Казахстан); Mudabala Development Company (ОАЭ); National Development Fund of Iran (Иран) |
Специализированные корпорации |
представляют собой суверенные фонды по управлению золотовалютными резервами, вкладываемыми в рыночные инструменты |
China Investment Corporation (Китай); Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур); Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка Казахстана |
Существует и другая классификация фондов, заслуживающая внимания. П.А. Казакевич дал следующую классификацию суверенным фондам благосостояния (таблица 4). Представленная классификация является более полной, поскольку включает в себя множество признаков. СФБ представляют собой разнородную группу, состоящую из бюджетных стабилизационных фондов, сберегательных фондов, корпораций по инвестированию резервов, фондов развития и пенсионных резервных фондов без прямых пенсионных обязательств.
Таблица 4 – Классификация суверенных фондов по П.А. Казакевич[4]
Признаки |
Характеристика |
по целям создания |
стабилизационные фонды, ориентированные на кратко- и среднесрочную стабилизацию колебаний в доходах и расходах бюджета государства, дополнительное финансирование государственных расходов, и фонды будущих поколений, ориентированные на снижение финансовой нагрузки на будущие поколения в рамках более длительного периода, измеряемого десятилетиями |
по механизму наполнения |
фонды, отчисления в которые привязаны к ценам сырьевых ресурсов, и фонды, отчисления в которые не зависят от уровня цен сырьевых ресурсов |
по источникам формирования |
фонды, формирующиеся за счет: доходов от экспорта сырьевых ресурсов (нефти, газа, меди, алмазов, фосфатов и т.д.); профицита бюджета государства, обеспеченного положительным сальдо торгового баланса за счет экспорта несырьевых товаров; неиспользованных по итогам финансового года остатков средств бюджета; доходов от приватизации; зарубежной финансовой помощи |
по организационно-правовой форме |
фонды, существующие в виде самостоятельных юридических лиц, и фонды в виде отдельных денежных счетов (совокупности счетов) |
по степени интеграции в национальную бюджетную систему |
фонды, входящие в состав бюджета государства, и фонды, являющиеся внебюджетными |
Богатые запасы природных ресурсов, прежде всего углеводородов и полезных ископаемых, открывают большие возможности для развития экономики государства, но они также ставят страны-экспортеры перед сложными политическими вопросами. Сколько сэкономить на длительный срок и как инвестировать сбережения? Сколько нужно выделить средств в резервы? Как внедрить крупные инвестиционные программы? Суверенные фонды могут быть настроены для выполнения ряда функций (таблица 5), но они являются лишь механизмом, помогающим решать такие проблемы.
Таблица 5 – Функции суверенных фондов[5]
Функции |
Инвестиционные цели |
Стратегическое распределение активов |
Сберегательная |
Равенство между поколениями, национальная обеспеченность, выполнение определенных долгосрочных обязательств или условных обязательств (пенсий). |
долгосрочные инвестиции, диверсификация с допустимым уровнем риска от умеренного до высокого и низкая потребность в ликвидности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. |
Окончание таблицы 5
Предупредительная |
Стабилизировать расходы в условиях краткосрочной и среднесрочной нестабильности доходов от ресурсов. |
ликвидность, безопасность (сохранение капитала), краткосрочный и среднесрочный инвестиционный горизонт. |
«Подушка безопасности» |
Обеспечить выделение средств для увеличения расходов в соответствии с ограничениями по освоению ресурсов. |
Безопасность (сохранение капитала), ликвидность, краткосрочный и среднесрочный инвестиционный горизонт. |
Многочисленные цели могут быть достигнуты путем соответствующего стратегического распределения активов в пределах одного фонда, или активы могут быть разделены на отдельные фонды с различными характеристиками. Например, если долгосрочный портфель имеет достаточную ликвидность, сберегательный фонд может выполнять двойную функцию в качестве предохранительного фонда. Цели фонда влияют на его инвестиционные цели и стратегическое распределение активов. В центре внимания инвестиционной политики фонда должны быть не показатели отдельных классов активов, а показатели портфеля в целом, включающего сбалансированное сочетание различных классов активов.
Э. Розанов сравнил суверенные фонды по темпу роста с хедж-фондами, указывая на то, что из всех существующих инструментов в области глобальных финансов первые привлекли наибольшее внимание, и тому есть три причины: [8] рост количества возникающих суверенных фондов;
- заметный рост количества возникающих суверенных фондов;
- быстрый темп накопления активов;
- размер и масштабы некоторых суверенных фондов сопоставим с некоторыми крупнейшими пенсионными фондами и даже с резервами центральных банков.
Трансграничное инвестирование суверенных фондов содействует экономическому росту, благосостоянию и экономическому развитию в экспортирующих и принимающих капитал странах. Фонды играют важную роль и на глобальном финансовом рынке, которая проявляется в стратегическом распределении активов и инвестиций в долгосрочной перспективе, что может быть полезным в периоды финансовых потрясений или макроэкономической напряженности.
Таблица 6 – Классификация суверенных инвесторов.[6]
Экономическая цель |
Конкретная цель |
Описание |
Примеры |
Максимизация прибыли |
Балансирование между поколениями |
Инвестирование для создания капитала для будущих поколений, например, преобразование невозобновляемых ресурсов в диверсифицированные финансовые активы |
NBIM; Kuwait Investment Authority |
Финансирование будущих обязательств |
Рост и сохранение капитала для покрытия будущих обязательств, например таких как пенсии |
Australia Future Fund; New Zealand Super Fund |
|
Инвестирование резервов |
Инвестирование избыточных резервов в потенциально высокодоходные активы с помощью финансовых стратегий, направленных на более высокую долгосрочную доходность и снижение издержек хранения резервов |
China Investment Corporation; Korea Investment Corporation |
|
Стабилизация экономики |
Содействие финансовой стабильности |
Использование инструментов антициклическогд регулирования (фискальная политика) для изоляции экономики от внутренних и/или внешних потрясений, например изменения цен на сырьевые товары |
Chile Economic and Social Stabilisation Fund |
Стабилизация обменного курса |
Использование ресурсов фонда для сбалансирования крупных притоков и оттоков капитала в краткосрочной перспективе (что может быть вызвано волатильностью цен на сырьевые товары) для предотвращения экономических пузырей |
Резервный Фонд Российской Федерации |
|
Использование фонда для управления объемом капитала, поступающего в национальную экономику в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить поддержание обменного курса на уровне, позволяющем осуществлять другие экспортные виды деятельности, например предотвращать голландскую болезнь |
Mexico Oil Income Stabilisation Fund |
||
Экономическое развитие |
Инвестирование в жёсткую инфраструктуру |
Внутреннее развитие жесткой инфраструктуры, включая, но не ограничиваясь этими категориями, транспорт, энергетика, управление водными ресурсами и связь |
Nigeria Infrastructure Fund |
Инвестирование в мягкую (социальную) инфраструктуру |
Внутреннее развитие мягкой инфраструктуры, включает в себя социально-экономические проекты, такие как образование и здравоохранение |
Mubadala Development Company |
|
Проведение промышленной политики |
Создание диверсифицированной экономики с целью снижения зависимости от одного ресурса или источника финансирования. Официальные стратегические усилия правительств по повышению производительности труда в конкретных секторах |
Temasek; BPI (France) |
Исходя из своих экономических целей, суверенные инвесторы могут быть сгруппированы в три категории (таблица 6).
Факторы, объясняющие стратегии распределения активов СФ, включают источник формирования, макроэкономические цели, обязательства, управление, подотчетность, толерантность к риску, целевые рынки и цели доходности.
Например, Правительства стран с крупными Пенсионными Фондами стремятся максимизировать капитал через свои СФ для покрытия будущих обязательств. Страны, стремящиеся к стабилизации, используют суверенные фонды, чтобы оградить свою экономику от внутренних и/или внешних потрясений. А другие страны пользуются услугами суверенных инвесторов для поддержки экономического развития. Столкнувшись с агрессивной инвестиционной политикой со стороны фондов развивающихся государств, развитые государства увидели в них серьезную проблему. В результате, на совещании стран, имеющих свои суверенные фонды благосостояния, 30 апреля – 1 мая 2008 года в Вашингтоне (США) была создана Международная рабочая группа (МРГ), которая подготовила нормативный документ, касающийся политики формирования суверенных фондов, их целей, а также управленческой процедуры. Документ состоит из 24 основополагающих принципов, известный под названием «Принципы Сантьяго», охватывающих общие положения прозрачности, управления, отчетности и инвестиционной политики суверенных фондов, давая им общее направление устойчивости и разумности функционирования.
Под управлением средствами суверенных фондов понимается «деятельность по разработке и совершенствованию инвестиционной стратегии, правил, методов и способов формирования и использования (инвестирования) средств суверенных фондов и приведение их в состояние, позволяющее достичь основной цели (целей) создания фондов». [3] Средства фонда используются по распоряжению государства и на публичные цели. Это может быть финансирование социально важных проектов, поддержка бюджета страны в экономически сложный период. Отсюда следует, что управление фондом осуществляется государством, либо оно делегирует данную функцию. Кроме того, средства суверенного фонда вкладываются в ликвидные активы, установленные государством, что позволяет получать дополнительный доход. В зависимости от стратегии суверенных фондов направленность средств может существенно отличаться. Так, часть суверенных фондов инвестировали средства в крупные инвестиционные банки и первоклассные компании, что в конечном итоге способствовало установлению контроля над ними.
Список литературы
- Балдинг К. Суверенные фонды благосостояния и новая эра богатства БРИК — Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО. Июль 2010. — 34 с., стр 4
- Бароновская М.Г. Суверенные фонды благосостояния: институциональная организация и роль на мировом финансовом рынке / М.Г. Бароновская // Вестник экономической интеграции. — 2010. — No 8. — С. 143-148., утра 143
- Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами в Российской Федерации : дис… канд. эк. наук : 08.00.10 / Васин Евгений Александрович. — М., 2015. — 191 с., 32-35
- Казакевич П. А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Дайджест-финансы. 2009. N URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-deyatelnosti-suverennyh-fondov-blagosostoyaniya-1 (дата обращения 15.01.2021)
- Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006 № С. 28—45.
- Трунин П.В. Роль нефтегазового сектора в экономике Норвегии / П. В. Трунин, Р. Х. Ибраев, А. В. Сорокина // 2014.
- Global Infrastructure Investment Association (GIIA) «Global Infrastructure Investment»,, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/industries/assets/pwc-gi- ia-global-infrastructure-investment-2017-web.pdf (дата обращения 01.2021)
- Rozanov A., «Definitional Challenges of Dealing with Sovereign Wealth Funds,» Asian Journal of International Law, vol. 1, no.2, pp. 249–265, 2011. DOI: 10.1017/S2044251310000081
- Sovereign Wealth Funds and Long-Term Development Finance: Risks and Opportunities // Prepared by the Staff of the World Bank Group for the G20 Investment and Infrastructure Working Group, February 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2014/WBG_Sovereign_Wealth_Funds_and_Long_Term_Development_Finance_Risks_and_Opportunities.pdf (дата обращения 23.01.2020)
- Официальный сайт коммерческой организации Statista [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com (дата обращения 30.01.2021)
- Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org (дата обращения 01.02.2021)
- Официальный сайт Организации экономического развития и сотрудничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org (дата обращения 15.01.2021)
- Официальный сайт PWC Global. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.com (дата обращения 15.02.2021)
- Официальный сайт Sovereign Welfare Fund Institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.swfinstitute.org (дата обращения 16.02.2021)
[1] Составлено автором по: [1, 2, 3].
[2] Составлено автором по: [5, 6, 7, 14].
[3] Составлено автором по: [11].
[4] Составлено автором по: [4].
[5] Составлено автором по: [9].
[6] Составлено автором по: [13]