Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальное страхование играет важную роль в защите конституционных прав граждан. Определение обязательного социального страхования дано в Федеральном Законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ. Согласно Закону, обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, особенностью которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [1, с3686].
Мировой опыт свидетельствует, что система социального страхования — это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционное право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы [2, с17].
По данным Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – ФСС РФ по РС (Я)) в 2019 году учтено 320 страховых несчастных случаев, связанных с производством, что больше на 14,7% или 41 случай значения показателя за 2018 год (279 случаев), пострадало 327 работников, что выше на 9,7% или 29 пострадавших значения показателя за 2018 год (298 пострадавших). Увеличение количества несчастных случаев в основном произошло за счет несчастных случаев легкой степени тяжести, которые в 2019 году составляют 80,9% или 259 случаев. Кроме того, в результате информационных кампаний, повышения осведомленности работников о своих правах, межведомственного взаимодействия ГИТ в РС (Я) и ФСС РФ по РС (Я), случаи, которые ранее оставались сокрытыми и не признавались связанными с производством, своевременно расследуются и учитываются. [4]
В Республике Саха (Якутия) за 2018 год количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями по сравнению с 2017 годом снизилось на 12,9% и составило 61 случаев, из них 8 групповых случаев, 42 тяжелых случая и 11 случаев со смертельным исходом. В числе групповых случаев 6 пострадавших с тяжелой степенью тяжести повреждения здоровья и 5 погибших. [5,6]
Анализ несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями показал, что чаще всего несчастные случаи происходят в результате транспортных происшествий (24,6%), падения пострадавшего с высоты (24,6%), воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (14,8%), падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли и пр. (11,5%).
По результатам расследования причиной 18,0% произошедших в 2018 году несчастных случаев с тяжелыми последствиями явилось нарушение правил дорожного движения, 13,1% – нарушение технологического процесса. Указанные причины являются психофизиологическими причинами, и вызваны «человеческим фактором». В результате неудовлетворительной организации производства работ произошло 16,4% случаев. Также следует отметить, что 26,2% случаев произошли по прочим причинам, таким как непрогнозируемое разрушение бокового корда автошины, непрогнозируемая (неожиданная) турбулентность ясного неба, неосторожность пострадавших и пр.
График 1. Сведения о страховых несчастных случаях на производстве и количестве пострадавших в Республике Саха (Якутия) за 2017-2019 годы (по данным ГИТ в РС(Я))
График 2. Сведения о несчастных случаях на производстве с тяжелыми последствиями в Республике Саха (Якутия) за 2017-2019 годы (по данным ГИТ в РС(Я))
Количество несчастных случаев с 2017 по 2019 выросло, это обусловлено работой межведомственного взаимодействия ГИТ в РС (Я) и ФСС РФ по РС (Я). Случаи ранее остававшиеся скрытыми, сейчас своевременно расследуются и учитываются.
Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, а также количество погибших на производстве уменьшается. Это связанно с механизацией и автоматизацией процессов, поскольку с каждым годом увеличивается количество техники и механизмов для облегчения физического труда на производстве.
Использованные источники:
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.07.1999, N 29, ст. 3686
- Роик, В. Д. Социальное страхование: учебник. М.: Юрайт, 2014. 17 с.
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ
- Доклад о состоянии условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) за 2019 г. [mintrud.sakha.gov.ru] // Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
- Доклад о состоянии условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) за 2018 г. [mintrud.sakha.gov.ru] // Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
- Доклад о состоянии условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) за 2017 г. [mintrud.sakha.gov.ru] // Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
Used sources:
- Federal’nyj zakon ot 16.07.1999 № 165-FZ «Ob osnovah objazatel’nogo social’nogo strahovanija» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 19.07.1999, N 29, st. 3686
- Roik, V. D. Social’noe strahovanie: uchebnik. M.: Jurajt, 2014. 17 s.
- Federal’nyj zakon «Ob objazatel’nom social’nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional’nyh zabolevanij» ot 24.07.1998 N 125-FZ
- Doklad o sostojanii uslovij i ohrany truda v Respublike Saha (Jakutija) za 2019 g. [mintrud.sakha.gov.ru] // Ministerstvo truda i social’nogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija)
- Doklad o sostojanii uslovij i ohrany truda v Respublike Saha (Jakutija) za 2018 g. [mintrud.sakha.gov.ru] // Ministerstvo truda i social’nogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija)
- Doklad o sostojanii uslovij i ohrany truda v Respublike Saha (Jakutija) za 2017 g. [mintrud.sakha.gov.ru] // Ministerstvo truda i social’nogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija)