АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

23 июня 12:44

К концу XX века в связи с массовым использованием глобальной телефонной связи, информационные процессы начали приобретать международную важность.

Одним из элементов нового направления «интернет-экономики» является «электронная коммерция», которая стала самым развивающимся направлением за последние пять лет. Практически все торговые предприятия, объекты розничной торговли, банки имеют» онлайн » установку (то есть свои корпоративные сайты), что увеличивает торговлю и, тем самым, способствует получению дополнительной прибыли.

Розничная купля-продажа товаров на территории Российской Федерации регулируется положениями глав 27-29 и §§ 1 и 3 Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одним из видов договора розничной купли-продажи является дистанционная продажа товаров гражданам для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В этом случае соответствующий договор заключается на основании осведомленности покупателя о предлагаемом продавцом описании товара, содержащемся в каталогах, брошюрах, буклетах или представленном в фотографиях либо через почтовые сети, телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет. При совершении сделки обе стороны не встречаются лично. Продажа товаров через интернет-магазины является одним из способов дистанционной торговли. Использование такой продажи существенно снижает издержки любой торговой компании: нет необходимости покупать (сдавать в аренду) коммерческие помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников. Российские граждане и юридические лица как правило заказывают товары за рубежом, чаще всего в Китайской Народной Республике. В 2017 году на Китай приходилось более 90% всех иностранных почтовых отправлений, в то время как на Европейский Союз приходилось лишь 3% международных закупок. Уже за первые три месяца 2018 года только «Почта России» обработала 95,7 млн международных торговых заказов, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Ежедневно обрабатывается более 1 млн почтовых отправлений, средняя стоимость которых составляет 22 €. Эти данные дают четкое представление о тенденциях развития интернет-индустрии и ее влиянии на внешнеэкономическую деятельность страны. Большую часть российского рынка завоевала известная китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции Alibaba Group, которая управляет несколькими структурами, в том числе: Alibaba.com (Alibaba China, Alibaba International) — основной актив компании, торговая площадка для организаций;

AliExpress.com -интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом (с возможностью бесплатной доставки почтой China Post Air Mail; Alipay-это платформа для онлайн-электронных платежей. Все эти компании используют одинаковое для всех структур программное обеспечение для управления предприятиями, а также базы данных товаров и предприятий, отсортированных по регионам и отраслям.

Как отмечают некоторые исследователи, резкий рост онлайн-торговли в мире стал причиной возникновения серьезной экономической и социальной проблемы. Возможно, это только дань моде, но в век интернета жителям развитых стран уже не нужно много магазинов. И другая сторона ситуации заключается в том, что те продавцы, которые остались в обычном формате магазина в торговом центре и не вышли в интернет своевременно, имеют тревожную тенденцию к банкротству. В США в течение 2017 года было закрыто более 3500 магазинов. По прогнозам аналитиков, через пять лет в США будет закрыта половина торговых центров.

 В октябре 2017 года Россия предложила «стратегию развития электронной коммерции на период до 2025 года «. Предлагаемая стратегия направлена на создание дополнительных рыночных механизмов, обеспечивающих рост и развитие электронной коммерции в России, эффективное использование ее ресурсов и потенциала, в том числе за счет: — снятия избыточных запретов и устранения правовых коллизий для электронной коммерции, существующих в традиционной торговле; — обеспечения эффективного нормативно-правового регулирования электронных сделок; — совершенствования платежных систем в сфере электронных сделок;

 Несомненно, международная торговля как сегмент внешнеэкономической деятельности будет и впредь активно развиваться, и, прежде всего, через электронную торговлю.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 21.01.2020).
  2. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71418/ (дата обращения: 21.01.2020).
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-informacii-informacionnyh-tehnologijah-i-o-zawite-informacii/ (дата обращения: 21.01.2020).
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-13032006-n-38-fz-o/(дата обращения: 21.01.2020).
  5. Пугинский, Б. И. Коммерческое право России: моногр. / Б.И. Пугинский. — Москва: Высшая школа, 2017. — 320 c.