За последние несколько лет перемены во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях Российской Федерации, такие как девальвация национальной валюты, санкционный режим и внешнее давление, отразились на всех уровнях социально-экономической сферы. Антикризисные меры позволили смягчить удар, но негативных последствий полностью избежать не удалось, что сильно повлияло на социально-трудовую сферу.
Конъюнктура рынка труда отражает уровень воздействия изменений на качество жизни граждан, сложившаяся нелегкая ситуация обнажила существовавшие проблемы: низкая цена труда, неравенство в доходах, структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, бессилие профсоюзов, депопуляция, недостатки институциональной среды[2].
При этом для каждого региона характерны свои сильные и слабые стороны. Республика Саха (Якутия) в силу своей большой площади, суровых природно-климатических условий, низкой плотности населения, относительной отдаленности и соответственной изолированности имеет как специфические, так и общие для всех регионов РФ особенности формирования рынка труда. Площадь Якутии равна 3 083 523 км² и составляет 18 % площади России, это самая большая административно-территориальная единица в мире. Характерным является то, что пространственное развитие в Республике Саха (Якутия) ведется по четырем основным сегментам — сельские, арктические и промышленные районы и город Якутск.
Каждая зона характеризуется определенными особенностями и проблемами развития. Такое разделение помогает более детально изучить своеобразие, специфику каждого региона и намного детальнее подойти к решению задач. Государственное содействие занятости населения также ведется соответственно вышеуказанным сегментам. Сельские местности Якутии отличаются недостаточно развитой инфраструктурой, что соответственно приводит к таким негативным последствиям, как нехватка рабочих мест, миграционный отток в города, старение населения.
По данным Госкомстата России в 2020 году доля сельского населения в РС (Я) составляет 35 %. Глава Якутии в своем докладе о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти РС (Я) за 2020 год подчеркнул, что сельские территории всегда были и будут в приоритете. Успешно работают программы по развитию села — федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2018–2017 годы и на период до 2020 года» и республиканский «План мероприятий пятилетки устойчивого развития села в РС (Я) на 2018–2018 годы». В таблице 1 представлены данные по среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности[4].
Таблица 1
Среднегодовая численность и структура занятых по Республике Саха (Якутия) за 2017-2019
|
2017 |
2018 |
2019 |
Всего |
492114 |
497013 |
504883 |
Cельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство) |
35143 |
34571 |
33928 |
Добыча полезных ископаемых |
47551 |
48552 |
51875 |
Обрабатывающие производства |
18600 |
17894 |
17711 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
30196 |
29960 |
28639 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
3101 |
3015 |
3003 |
Строительство |
42766 |
54677 |
63100 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
62976 |
60364 |
58500 |
Транспортировка и хранение |
45542 |
44345 |
40958 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
4790 |
4883 |
5875 |
Деятельность в области информации и связи |
10492 |
10378 |
9603 |
Деятельность финансовая и страховая |
6826 |
6439 |
6355 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
7500 |
7422 |
7101 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
17616 |
17854 |
17606 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
9135 |
8971 |
8521 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
35635 |
34947 |
35141 |
Образование |
63076 |
62044 |
63466 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
35016 |
34531 |
35393 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
10982 |
11169 |
11593 |
Предоставление прочих видов услуг |
4828 |
4669 |
6197 |
Как видно из таблицы, рост занятых приходится на такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых, строительство,. Незначительныцй рост наблюдается также в сфере культуры и развлечений. При этом следует отметить, что указанный рост происходит за счет мигрантов, которые трудятся в сфере строительства, а также благодаря привлечению вахтовиков в сферу добычи полезных ископаемых.
В промышленных районах проживает более 200 тысяч человек. Средства инвестиционного бюджета вкладываются в обновление социальной инфраструктуры моногородов, где строятся поликлиники, спортивные и культурные объекты, реконструируются котельные.
Создание благоприятных условий для снижения безработицы является основной целью государственной программы РС (Я) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на на 2020 – 2024 годы». Достижение этой цели означает формирование позитивной тенденции в области занятости населения и преодоление республикой состояния стагнации на рынке труда[1].
По прогнозной оценке, к концу 2024 года реализация предусмотренных Программой мероприятий по интенсивному варианту в сравнении с 2018 годом обеспечит достижение следующих результатов, определяющих её социально-экономическую эффективность: а) среднегодовой уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится до 6,6 %; б) показатель трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поисках работы, превысит 65 %; в) направление граждан на работу по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы увеличится в 1,2 раза; г) численность безработных граждан, получающих социальные выплаты, уменьшится на 19 %.
Фактический уровень безработицы и численность занятых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень безработицы и численность занятых по Республике Саха (Якутия) за 2017-2021 годы
Годы |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Март 2021 |
Уровень безработицы |
7,5 |
7,1 |
7,0 |
7,7 |
7,4 |
Численность занятых по Республике Саха (Якутия) |
454,7 |
465,5 |
463,9 |
466,6 |
467,8 |
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что уровень безработицы вырос до 7,7% в 2020 году, хотя ранее отмечалось снижение этого показателя. Однако как показывает статистика по численности занятых, их количество растет и на март 2021 года достигло 467,8 тыс человек. К марту 2021 уровень безработицы снизился до 7,4%. Из этого можно сделать вывод, что уровень безработицы вырос за счет того, что люди, которые не были зарегистрированы в центре занятости, встали на учет. В связи с этим мы отмечаем рост уровня безработицы который не повлиял на численность занятых. Снижение безработицы в марте 2021 года можно объяснить, тем что зарегистрированных безработных либо сняли с учета, либо они нашли работу.
В Якутии, как в районе Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, трудоспособными считаюся женщны от 16 до 50 лет и мужчины от 16 до 55 лет. По Дальневосточному федеральному округу в Якутии самый высокий уровень безработицы. По данным регионального органа федеральной службы государственной статистики уровень реальной безработицы в Республике Саха (Якутия) на конец 2020 года составил 7,8 %, регистрируемой — 2,6 %.
Уровень регистрируемой безработицы в течение 2017 года уменьшился с 2 % до 1,5 %, однако к маю 2020 года резко повысился до 2,6 %. В целом, безработица формируется ростом численности зарегистрированных безработных на 5,0 %, а также уменьшением количества вакансий на 9,9 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Основные проблемы в формировании рынка труда вызваны в основном географическим своеобразием республики.
Все еще значительная доля населения проживает в сельской местности. Учитывая, что ведение сельского хозяйства сильно затруднено по причине резко-континентальных климатических условий, очевидным результатом является дефицит рабочих мест и высокая безработица в данном сегменте. Недостаточно развитая по этой же причине транспортная отрасль обусловливает низкую территориальную и профессиональную мобильность трудовых ресурсов, отрицательное сальдо миграции трудоспособного населения, нехватку специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах. Это, в свою очередь, ведет к количественному и качественному дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающемуся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики.
Осенью 2020 года для урегулирования этой проблемы было решено ввести в программу новое мероприятие содействия занятости по стимулированию мобильности граждан, включающее трудоустройство на постоянную работу в другой местности, организацию мероприятий по направлению незанятых граждан на производственные предприятия для сезонных работ и работ вахтовым методом, а также организацию стажировок молодых специалистов в производственных предприятиях. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряжённой ситуацией на рынке труда может стать ответом, но при этом требуется параллельное решение вопросов о доступности некоторых промышленных регионов и нежелательной масштабной миграции иностранной рабочей силы.
Рассмотрим среднюю заработную плату по Республике Саха (Якутия) за 2015-2020 годы (таблица 3).
Таблица 3
Средняя заработная плата по Республике Саха (Якутия) за 2015-2020 годы
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Средняя заработная плата, по данным Росстата |
54630,9 |
59000,2 |
62205,7 |
68870,5 |
73402,3 |
76623.2 |
По данным анализа сайтов HH.ru, rabota.ykt.ru |
30541 |
32050 |
32560 |
34150 |
36150 |
41 050 |
По таблице видно, что данные Росстата значительно разнятся с данными сайтов по поиску работы. Расчет средней заработной платы происходит методом средней арифметической, то есть берется самая высокая зарплата и самая низкая, и просто разделяется на количество людей. Уже многие годы ведутся споры чтобы подсчет средней заработной платы рассчитывался медианной зарплатой.
Всеобщими для России являются проблемы, связанные с кризисом последних лет, ведь на рынок труда влияют не только демографические и социально-экономические факторы, но и политические[3]. Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов стало острой проблемой и в Якутии. По данным оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников организаций Республики Саха (Якутия) с начала 2017 года сведения о планируемом высвобождении 1991 работника предоставили 330 организаций. В аналогичном периоде прошлого года о предстоящем высвобождении 3 741 работника заявили 601 организация. Решением проблемы может выступить только усиление антикризисных мер.
Несмотря на целый ряд трудностей в формировании рынка труда, у республики есть и свои сильные стороны, и возможности улучшения конъюнктуры. Во-первых, это сравнительно молодой возраст экономически активного населения, например, средний возраст жителей города Якутска — 34 года. Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях определяет сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения.
Во-вторых, — перспектива реализации инвестиционных проектов и развитие сферы малого предпринимательства с привлечением рабочей силы. В-третьих, сохраняется относительно высокая доля регулируемого сегмента на рынке труда с помощью развитой инфраструктуры рынка труда. Улучшение ситуации на рынке труда невозможно без устойчивого развития всей социально-экономической сферы.
Устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, улучшение уровня жизни населения невозможно без активного и ответственного участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социально-экономическое развитие.
Ситуация на рынке труда в Якутии отражает негативное влияние последствий кризиса. Но проведенный нами анализ наглядно демонстрирует и то, что меры, предпринятые правительством РФ и республики Саха(Якутия), смогли предотвратить резкое ухудшение ситуации на рынке труда: повальную безработицу, дефицит рабочих мест, миграционные диспропорции. Это не только меры содействия занятости, но и различные программы по устойчивому развитию региона.
Библиография / References
- О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы» (с изменениями на 11 марта 2021 года)Указ Главы Республики Саха (Якутия) № 874 от 10 декабря 2019 / «Якутские ведомости», N 47, 20.12.2019.
- Ахмедова, М.Р. Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современных условиях [Электронный ресурс] / М.Р. Ахмедова // Молодой ученый. — 2020. — №7. — С. 760-764.— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/26609/.
- Крышталева, Т.Ю. Методика оценки состояния трудового потенциала регионов РФ / Т.Ю. Крышталева // Мир экономики и управления, 2017. Т. 17, № 3. С. 35–46.
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [электронный ресурс] – режим доступа: https://sakha.gks.ru/ofstatistics (дата обращения 31.03.2021)
- Сайт поиска вакансий ХэдХантер [электронный ресурс] – режим доступа: https://hh.ru (дата обращения 31.03.2021)
- Сайт поиска работы Работа Якт [электронный ресурс] – режим доступа: https://rabota.ykt.ru (дата обращения 31.03.2021)