ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

26 мая 4:36

За последние несколько лет перемены во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях Российской Федерации, такие как девальвация национальной валюты, санкционный режим и внешнее давление, отразились на всех уровнях социально-экономической сферы. Антикризисные меры позволили смягчить удар, но негативных последствий полностью избежать не удалось, что сильно повлияло на социально-трудовую сферу.

Конъюнктура рынка труда отражает уровень воздействия изменений на качество жизни граждан, сложившаяся нелегкая ситуация обнажила существовавшие проблемы: низкая цена труда, неравенство в доходах, структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, бессилие профсоюзов, депопуляция, недостатки институциональной среды[2].

При этом для каждого региона характерны свои сильные и слабые стороны. Республика Саха (Якутия) в силу своей большой площади, суровых природно-климатических условий, низкой плотности населения, относительной отдаленности и соответственной изолированности имеет  как специфические, так и общие для всех регионов РФ особенности формирования рынка труда. Площадь Якутии равна 3 083 523 км² и составляет 18 % площади России, это самая большая административно-территориальная единица в мире. Характерным является то, что пространственное развитие в Республике Саха (Якутия) ведется по четырем основным сегментам — сельские, арктические и промышленные районы и город Якутск.

Каждая зона характеризуется определенными особенностями и проблемами развития. Такое разделение помогает более детально изучить своеобразие, специфику каждого региона и намного детальнее подойти к решению задач. Государственное содействие занятости населения также ведется соответственно вышеуказанным сегментам. Сельские местности Якутии отличаются недостаточно развитой инфраструктурой, что соответственно приводит к таким негативным последствиям, как нехватка рабочих мест, миграционный отток в города, старение населения.

По данным Госкомстата России в 2020 году доля сельского населения в РС (Я) составляет 35 %. Глава Якутии в своем докладе о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти РС (Я) за 2020 год подчеркнул, что сельские территории всегда были и будут в приоритете. Успешно работают программы по развитию села — федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2018–2017 годы и на период до 2020 года» и республиканский «План мероприятий пятилетки устойчивого развития села в РС (Я) на 2018–2018 годы».  В таблице 1 представлены данные по среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности[4].

Таблица 1

   Среднегодовая численность и структура занятых по Республике Саха (Якутия) за 2017-2019

 

 

2017

2018

2019

Всего

492114

497013

504883

Cельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство)

35143

34571

33928

Добыча полезных ископаемых

47551

48552

51875

Обрабатывающие производства

18600

17894

17711

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

30196

29960

28639

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

3101

3015

3003

Строительство

42766

54677

63100

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

62976

60364

58500

Транспортировка и хранение

45542

44345

40958

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

4790

4883

5875

Деятельность в области информации и связи

10492

10378

9603

Деятельность финансовая и страховая

6826

6439

6355

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

7500

7422

7101

Деятельность профессиональная, научная и техническая

17616

17854

17606

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

9135

8971

8521

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

35635

34947

35141

Образование

63076

62044

63466

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

35016

34531

35393

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

10982

11169

11593

Предоставление прочих видов услуг

4828

4669

6197

Как видно из таблицы, рост занятых приходится на такие виды  деятельности, как  добыча полезных ископаемых, строительство,. Незначительныцй рост наблюдается также в сфере культуры и развлечений. При этом следует отметить,  что указанный рост происходит за счет мигрантов, которые трудятся в сфере строительства, а также благодаря привлечению вахтовиков в сферу добычи полезных ископаемых.

В промышленных районах проживает более 200 тысяч человек. Средства инвестиционного бюджета вкладываются в обновление социальной инфраструктуры моногородов, где строятся поликлиники, спортивные и культурные объекты, реконструируются котельные.

Создание благоприятных условий для снижения безработицы является основной целью государственной программы РС (Я) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на на 2020 – 2024 годы». Достижение этой цели означает формирование позитивной тенденции в области занятости населения и преодоление республикой состояния стагнации на рынке труда[1].

По прогнозной оценке, к концу 2024 года реализация предусмотренных Программой мероприятий по интенсивному варианту в сравнении с 2018 годом обеспечит достижение следующих результатов, определяющих её социально-экономическую эффективность: а) среднегодовой уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится до 6,6 %; б) показатель трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поисках работы, превысит 65 %; в) направление граждан на работу по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы увеличится в 1,2 раза; г) численность безработных граждан, получающих социальные выплаты, уменьшится на 19 %.

Фактический уровень безработицы и численность занятых представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень безработицы и численность занятых по Республике Саха (Якутия) за 2017-2021 годы

 

Годы

2017

2018

2019

2020

Март 2021

Уровень безработицы

7,5

7,1

7,0

7,7

7,4

Численность занятых  по Республике Саха (Якутия)

454,7

465,5

463,9

466,6

 

467,8

 

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что уровень безработицы вырос до 7,7% в 2020 году, хотя ранее отмечалось снижение этого показателя. Однако как показывает статистика по численности занятых, их количество растет и на март 2021 года достигло 467,8 тыс человек. К марту 2021 уровень безработицы снизился до 7,4%. Из этого можно сделать вывод, что уровень безработицы вырос за счет того, что люди, которые не были зарегистрированы в центре занятости, встали на учет. В связи с этим мы отмечаем рост уровня безработицы который не повлиял на численность занятых. Снижение безработицы в марте 2021 года можно объяснить, тем что зарегистрированных безработных либо сняли с учета, либо они нашли работу.

В Якутии, как в районе Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, трудоспособными считаюся женщны от 16 до 50 лет и мужчины от 16 до 55 лет. По Дальневосточному федеральному округу в Якутии самый высокий уровень безработицы. По данным регионального органа федеральной службы государственной статистики уровень реальной безработицы в Республике Саха (Якутия) на конец 2020 года составил 7,8 %, регистрируемой — 2,6 %.

Уровень регистрируемой безработицы в течение 2017 года уменьшился с 2 % до 1,5 %, однако к маю 2020 года резко повысился до 2,6 %. В целом,  безработица формируется ростом численности зарегистрированных безработных на 5,0 %, а также уменьшением количества вакансий на 9,9 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Основные проблемы в формировании рынка труда вызваны в основном географическим своеобразием республики.

Все еще значительная доля населения проживает в сельской местности. Учитывая, что ведение сельского хозяйства сильно затруднено по причине резко-континентальных климатических условий, очевидным результатом является дефицит рабочих мест и высокая безработица в данном сегменте. Недостаточно развитая по этой же причине транспортная отрасль обусловливает низкую территориальную и профессиональную мобильность трудовых ресурсов, отрицательное сальдо миграции трудоспособного населения, нехватку специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах. Это, в свою очередь, ведет к количественному и качественному дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающемуся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики.

Осенью 2020 года для урегулирования этой проблемы было решено ввести в программу новое мероприятие содействия занятости по стимулированию мобильности граждан, включающее трудоустройство на постоянную работу в другой местности, организацию мероприятий по направлению незанятых граждан на производственные предприятия для сезонных работ и работ вахтовым методом, а также организацию стажировок молодых специалистов в производственных предприятиях. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряжённой ситуацией на рынке труда может стать ответом, но при этом требуется параллельное решение вопросов о доступности некоторых промышленных регионов и нежелательной масштабной миграции иностранной рабочей силы.

Рассмотрим среднюю заработную плату по Республике Саха (Якутия) за 2015-2020 годы (таблица 3).

 

Таблица 3

Средняя заработная плата по Республике Саха (Якутия) за 2015-2020 годы

 

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Средняя заработная плата, по данным Росстата

54630,9

59000,2

62205,7

68870,5

73402,3

76623.2

По данным анализа сайтов HH.ru, rabota.ykt.ru

30541

32050

32560

34150

36150

41 050

 

По таблице видно, что данные Росстата значительно разнятся с данными сайтов по поиску работы. Расчет средней заработной платы происходит методом средней арифметической, то есть берется самая высокая зарплата и самая низкая, и просто разделяется на количество людей. Уже многие годы ведутся споры чтобы подсчет средней заработной платы рассчитывался медианной зарплатой.

Всеобщими для  России являются проблемы, связанные с кризисом последних лет, ведь на рынок труда влияют не только демографические и социально-экономические факторы, но и политические[3]. Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов стало острой проблемой и в Якутии. По данным оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников организаций Республики Саха (Якутия) с начала 2017 года сведения о планируемом высвобождении 1991 работника предоставили 330 организаций. В аналогичном периоде прошлого года о предстоящем высвобождении 3 741 работника заявили 601 организация. Решением проблемы может выступить только усиление антикризисных мер.

Несмотря на целый ряд трудностей в формировании рынка труда, у республики есть и свои сильные стороны, и возможности улучшения конъюнктуры. Во-первых, это сравнительно молодой возраст экономически активного населения, например, средний возраст жителей города Якутска — 34 года. Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях определяет сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения.

Во-вторых, —  перспектива реализации инвестиционных проектов и развитие сферы малого предпринимательства с привлечением рабочей силы. В-третьих, сохраняется относительно высокая доля регулируемого сегмента на рынке труда с помощью развитой инфраструктуры рынка труда. Улучшение ситуации на рынке труда невозможно без устойчивого развития всей социально-экономической сферы.

Устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, улучшение уровня жизни населения невозможно без активного и ответственного участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социально-экономическое развитие.

Ситуация на рынке труда в Якутии отражает негативное влияние последствий кризиса. Но проведенный нами анализ наглядно демонстрирует и то, что меры, предпринятые правительством РФ и республики Саха(Якутия), смогли предотвратить резкое ухудшение ситуации на рынке труда: повальную безработицу, дефицит рабочих мест, миграционные диспропорции. Это не только меры содействия занятости, но и различные программы по устойчивому развитию региона.

 

Библиография / References 

  1. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы» (с изменениями на 11 марта 2021 года)Указ Главы Республики Саха (Якутия) № 874 от 10 декабря 2019 / «Якутские ведомости», N 47, 20.12.2019.
  2. Ахмедова, М.Р. Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современных условиях [Электронный ресурс] / М.Р. Ахмедова // Молодой ученый. — 2020. — №7. — С. 760-764.— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/26609/.
  3. Крышталева, Т.Ю. Методика оценки состояния трудового потенциала регионов РФ / Т.Ю. Крышталева // Мир экономики и управления, 2017. Т. 17, № 3. С. 35–46.
  4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [электронный ресурс] – режим доступа: https://sakha.gks.ru/ofstatistics (дата обращения 31.03.2021)
  5. Сайт поиска вакансий ХэдХантер [электронный ресурс] – режим доступа: https://hh.ru (дата обращения 31.03.2021)
  6. Сайт поиска работы Работа Якт [электронный ресурс] – режим доступа: https://rabota.ykt.ru (дата обращения 31.03.2021)