Экономический анализ в системе управления дебиторской задолженность организации

3 августа 9:40

Одним из самых значительных рисков в российской экономике является риск неоплаты поставленных товаров или услуг.

Каждая организация должна осуществлять ряд обязательных платежей, которые не зависят от результатов деятельности предприятия. К таким платежам относятся заработная плата работников, коммунальные платежи, ряд налогов, арендные платежи и другие. Таким образом, отсутствие своевременно поступивших от покупателей платежей может поставить под угрозу нормальное функционирования предприятия-поставщика. Можно сделать вывод, что вопрос управления и контроля размера дебиторской задолженности организации является особенно важным в современной экономике.

Профессор В.В. Ковалев [2] описывает дебиторскую задолженность как динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Это связано с тем, что дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств. Другими словами, она не выгодна предприятию и экономический субъект должен стремиться к ее минимизации. Однако этого не происходи по многим причинам, в том числе по причине конкуренции.

Финансовое благополучие предприятия во много зависит от притока денежных средств, обеспечивающих покрытие его обязательств. Отсутствие минимального необходимого запаса денежных средств может указывать на финансовые затруднения экономического субъекта. Избыток денежных средств может быть знаком того, что предприятие терпит убытки. Это связано с тем, что в данному случае деньги организации обесцениваются. В таком случае предприятие упускает возможность выгодного их размещения и получения дополнительных источников дохода.

Долгосрочные договоры купли-продажи широко используются в нефтегазовой отрасли. Производители и потребители могут заключать долгосрочные договоры купли-продажи для гарантирования поставок и приемлемых цен. Иногда такие договоры являются основополагающими для развития или продолжения деятельности нефтегазовой компании и базой для принятия решения о начале деятельности по добыче, они также влияют на степень вероятности наличия денежных средств, от которых может зависеть финансирование нефтегазовой деятельности.

Рост дебиторской задолженности, являющийся одной из ключевых проблем хозяйствующих субъектов в современных условиях функционирования, определяет значимость контроля состояния расчетов с дебиторами.

Эффективная система внутреннего контроля дебиторской задолженности позволяет экономическим субъектам грамотно управлять дебиторской задолженностью.

Системой внутреннего контроля являются специальные процедуры, которые были введены руководством (собственниками, директором, главным бухгалтером, другим управляющим персоналом) для предотвращения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности, а а также обеспечения сохранности имущества организации. Целью системы внутреннего контроля в управлении дебиторской задолженностью является эффективное и своевременное выявление рисков, которые сопутствуют деятельности экономического субъекта при управлении дебиторской задолженностью, и управление этими рисками.

Для выявления рисков необходимо ознакомиться с этапами жизненного цикла дебиторской задолженности компании. Можно выделить следующие этапы:

1) проявление заинтересованности контрагента в производимой продукции и оказываемых услугах;

2) подачу заявления производителю о заинтересованности в приобретении товаров или услуг;

3) подключение внутреннего аудита (проверка добросовестности покупателя);

4) составление и заключение договора с контрагентом;

5) мониторинг дебиторской задолженности;

6) управление дебиторской задолженностью.

Проведя анализ этапов жизненного цикла дебиторской задолженности можно предположить, что основной (явный) риск – это риск невозврата дебиторской задолженности или когда организация отгрузила продукцию. Однако, изучая жизненный цикл дебиторской задолженности, можно отметить, что процесс формирования рисков начинается с того момента, когда контрагент только начинает интересоваться продаваемой продукцией.

Для минимизации рисков предприятие обязано выстроить эффективную систему внутреннего контроля на первом этапе возникновения дебиторской задолженности, то есть приступить к проверке контрагента для проверки его благонадежности. Таким образом, каждому контрагенту можно присвоить рейтинг в зависимости от различных критериев. Пример таблицы для расчета рейтинга контрагентов можно представить следующим образом (таблица 1):

­Таблица 1

Таблица для расчета рейтинга контрагентов

Критерий

Удельный вес критерия

Оценка критерия по контрагенту (от 0 до 3)

Результат

1

2

3

4

5

1

Опыт работы на рынке

0,25

3

0,75

2

История совместной работы

0,25

3

0,75

3

Финансовое состояние клиента

0,15

2

0,3

4

Интенсивность развития компании

0,15

2

0,3

5

Прозрачность компании

0,2

1

0,2

6

Рейтинг (сумма стр. 1-5)

1,0

Х

2,3

Источник: составлено автором на основании статьи Алексеева Г.И.[1] «Актуальные аспекты учета и управления дебиторской задолженностью в современных условиях

 

Рассмотрим критерии оценки для расчета рейтинга контрагента на примере контрагента ПАО «Татнефть» ОАО «ЕЗСК». Задолженность данного покупателя представлено преимущественно поставками нормального бутана. Также нами была разработана более детальная оценка критерия по контрагенту (от 0 до 5).

  • Опыт работы на рынке:

0 – компания была зарегистрирована в течение года, никакой информации на рынке;

1 – компания существует на рынке более 1 года:

2 – компания существует на рынке более 5 лет;

3 – компания существует на рынке боле 10 лет.

Ефремовский завод синтетического каучука осуществляется деятельность на российском рынке с 1992 года (более 10 лет). Таким образом по данному критерию было присвоено 3 балла.

  • История совместной работы:

0 – новый контрагент, договоры ранее не заключались;

1 – имеется небольшой опыт с контрагентом, ранее осуществлялись небольшие поставки, существуют случаи просрочки;

2 – поставки осуществляются постоянно, в ходе совместной работы известны случаи задержки платежей, однако не на постоянной основе;

3 – компании сотрудничают более 3ех лет, просроченная дебиторская задолженность отсутствует.

ОАО «ЕЗСК» было присвоено 2 балла, так как поставки осуществляются постоянно, однако в ходе работы с контрагентом были случаи просрочки платежа.

  • Финансовое состояние клиента:

0 – существуют признаки банкротства;

1 – согласно отчетности компании в течение 3ех лет прибыль отсутствовала, однако можно наблюдать положительную динамику.

2 – выручка компании стабильна, имеются несущественные колебания в прибыли компании;

3 – контрагент занимает лидирующее положение на рынке, положение компании стабильное.

Согласно финансовой отчетности ОАО «ЕЗСК» за 2018 год выручка компании стабильна и имеет положительную динамику. Сумма чистых активов на 31.12.2018 составила 485 165 тыс.руб., на 31.12.2017 — -46 394 тыс.руб., на 31.12.2016 составила — -360 507 тыс. руб. Несмотря на то, что динамика размера чистых активов положительна, в 2016-2017 гг. величина отрицательна, что говорит о том, что обязательства экономического субъекта превышают активы, а значит полностью зависела от кредиторов и не имела собственных средств. Таким образом, по данному критерию было присвоен 1 балл.

  • Интенсивность развития компании:

0 – информация о развитии компании отсутствует;

1 – на сайте компании отсутствует информация о динамике развития, однако в открытом доступе можно найти несколько новостей о реализации новых проектов;

2 – на сайте компании имеется информация о стратегическом развитии и планах компании, однако в открытом доступе отсутствует информация о динамике экономического субъекта;

3 – на сайте компании имеется информация о стратегическом развитии, организация планирует расширять производство/продажу, в открытом доступе можно найти информации об этапах реализации новых проектов.

На официальном сайте Ефремовский завод синтетического каучука   (http://www.ezsk.ru/index.php) отсутствует информация о дальнейшем развитии и динамики организации. Однако в открытом доступе была найдена информация о создании рабочей группы для создания программы для равномерной и достаточной загрузки основных производственных мощностей предприятия, а также создания новых совместных производств и подготовке соглашения о реализации инвестиционной программы. Таким образом, по данному критерию был присвоен 1 балл.

5) Прозрачность компании — это среда, в которой компания предоставляет всем заинтересованным сторонам необходимую им для принятия рациональных решений информацию в открытой, полной, своевременной и понятной форме. Таким образом, была разработана следующее деление:

0 – информация отсутствует и не предоставляется, при коммуникации с контрагентом возникают трудности;

1 – при поиске информации в открытом доступе возникают трудности, при запросе информации возникают трудности;

2 — при поиске информации в открытом доступе возникают трудности, однако контрагент готов предоставить необходимую информацию;

3 – информацию о компании можно легко найти в открытом доступе.

По данному критерию ОАО «ЕЗСК» было присвоено 2 балла.

Таким образом, рейтинг контрагента Группы Татнефть по реализации нефтепродуктов составил 1,95. Рекомендуется и в дальнейшем осуществлять деятельность с данной компанией, однако рекомендуется заключать договора на небольшие поставки и осуществлять мониторинг дебиторской задолженности.

По контрагентам, набравшим минимальное количество баллов, целесообразно ввести лимиты дебиторской задолженности на год. Для этого необходимо оценить, как изменится период оборачиваемости по каждому контрагенту и учитывая плановый объем продаж этому контрагенту рассчитать лимиты дебиторской задолженности. Для расчета лимита можно использовать следующую формулу:

КЛ = ОП/ПО,                                                                                                

где:   КЛ — кредитный лимит контрагента;

ОП — планируемый объем продаж;

ПО — ожидаемый период оборачиваемости.

Также рекомендуется регулярно переоценивать выгодность сотрудничества с контрагентом, а именно проводить клиентский скоринг, что значит ранжировать клиентов по сумме дохода, который они приносят организации. Таким образом, те контрагенты, у которых сумма приносимого дохода будет наименьшей, не смогут пользоваться функцией отсрочки платежа.

Приведенные выше рекомендации позволят развивать конкурентное преимущество компании за счет грамотного взаимодействия с контрагентами, эффективно использовать денежные средства предприятия, а именно снизить риск безвозвратной потери денежных средств.

Список литературы.

  1. Алексеева Г.И., Парагульгов А.М. Инвентаризация расчетов как элемент управления дебиторской задолженностью // Бухгалтер и закон. 2010. №4 (136)
  2. Безвидная О.С., Ветошкина Е.Ю., Камалова А.Р.К ВОПРОСУ МОШЕННИЧЕСТВА И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ/ Казанский экономический вестник. 2015. № 5 (19). С. 102-105.
  3. Ковалев В.В. Финансовые менеджмент теория и практика. М: ООО «Проспект», 2019.
  4. «Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (введен в действие на территории Российской Федерации в редакции 2014 года Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н) (ред. от 16.09.2019).