ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

11 июня 12:47

Непосредственно понятия «экономическая безопасность» и «механизм обеспечения экономической безопасности» показывают всю сущность направлений развития общества и государства в сфере экономики. Особо важно становление в нашей стране конкурентоспособной, эффективной и социально-справедливой экономической системы, способной обеспечить не только экономическую безопасность, но и стабильное политическое развитие.

Термин «экономическая безопасность» представляет собой уровень развития средств производства в стране, которые, вне зависимости от существования и влияния внешних факторов, способны обеспечить устойчивое развитие экономики.

Для более полного осознания и понимания смысла категории «экономическая безопасность» следует охарактеризовать такие термины, как «безопасность» и «угроза безопасности». С.Н. Мартышенко, Н.С. Мартышенко и Е.Г. Гусев  рассматривают безопасность в качестве состояния защищенности важных для жизнедеятельности личности, общества и государства интересов от угроз внешнего и внутреннего характера [6].

С.И. Цыганов выделил три основных подхода, объясняющие смысл рассматриваемого института: во-первых, экономическая безопасность представляет собой готовность и возможность противостояния влиянию угроз внешнего и внутреннего характера; во-вторых, обеспечение экономической безопасности государства есть качественное определение состояния его экономики, которое, исходя из общественного мнения, важно либо развивать, либо сохранить в неизменном виде; в-третьих, реализация мероприятий по обеспечению экономической безопасности определяет готовность и возможность экономики государства реализовывать стратегию развития личности, а также социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства [7].

Основополагающей целью экономической безопасности выступает обеспечение экономического развития государства на должном уровне, чтобы удовлетворять экономические потребности граждан при наличии оптимальных затрат труда и природоохранном использовании минерально-сырьевой базы и окружающей среды.

Постоянное поддержание высокого уровня мер по обеспечению национальной безопасности обуславливает необходимость осуществления контрольных мероприятий по выявлению и устранению внешних и внутренних угроз. В этой связи, следует иметь в виду, что перечень этих угроз не является исчерпывающим: он подвержен постоянным изменениям исходя из конкретных политических, социальных и других условий, которые могут привести к снижению скорости реакций на подобного рода перемены.

Конец прошлого века ознаменовал всплеск числа исследований проблемы обеспечения экономической безопасности. По причине смены политического режима произошли переломные моменты и в сфере экономики: социально-экономической развитие нашего государства из-за небывалого до этого передела собственности и сфер влияния ощутило огромное потрясение. Действовавшие на тот момент в России институты экономической безопасности оказались неготовыми к развалу некогда передового государства, что привело к тому, что его экономика стала довольно уязвимой.

Решением проблемы на тот момент выступило принятие Указа Президента РФ от 29.04.1996 года, одобрившего реализацию Государственной стратегии экономической безопасности РФ (на сегодняшний день данный документ не имеет юридической силы) [2].

Положения данного документа определяли экономическую безопасность как возможность и готовность обеспечения экономическими средствами достойных условий жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и государства, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Особый акцент был сделан на роль экономической безопасности как материальной основы национальной безопасности.

В данном документе в качестве основной задачи выдвигалось определение необходимости разработки и реализации совокупности действий, направленных на создание и упрочение условий противодействия угрожающим экономическим интересам страны опасностям для непосредственного обеспечения экономической безопасности. Система экономической безопасности представляла собой состав структурных элементов, функции, место и способы применения которых должны определяться исходя из форм и характерных черт этих угроз и опасностей. В тексте Стратегии также предпринималась попытка построения единого механизма, способствующего выявлению, предупреждению и пресечению угроз экономическим интересам РФ и факторов, провоцирующих их появление. Эффективность данного мероприятия определялась качеством института власти и культурой сложившихся в обществе отношений.

На сегодняшний день национальная экономическая безопасность — это направление государственной деятельности по обеспечению устойчивого функционирования и развития национальной экономики [1].

Государственным органом, в полномочия которого входит обеспечение национальной экономической безопасности, является Совет безопасности Российской Федерации. К числу его обязанностей относят, в частности, проведение таких мероприятий, как:

1) выделение угроз национальной безопасности;

2) на основании выявления источников угроз национальной безопасности сформировать возможные направления их ликвидации;

3) подготовка общих положений по обеспечению национальной безопасности;

4) осуществление координации взаимодействия силовых структур и органов по вопросам обеспечения национальной безопасности;

5) реализация государственными и местными органами исполнительной власти контрольных мероприятий, исходя из решений по проблеме обеспечения национальной безопасности.

Органы исполнительной власти федерального назначения на должном уровне обеспечивают исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации в области как национальной безопасности — в общем, так и экономической безопасности — в частности. К числу обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации и осуществляющих функции по защите и развитию экономики органов относят: во-первых — Министерство внутренних дел РФ; во-вторых — Министерство финансов РФ; в-третьих — Министерство экономического развития РФ; в-четвертых —  Федеральная служба безопасности РФ; в-пятых — Федеральная антимонопольная служба [4].

Таким образом, под экономической безопасностью стоит понимать важную характеристику экономической системы страны, которая определяет её возможность обеспечивать нормальные условия жизни для населения и стабильное обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Решение задачи обеспечения экономической безопасности является гарантией независимости страны, стабильности и эффективной жизнедеятельности общества.

Главнейшим компонентом государственной политики Российской Федерации, как отмечает В.В. Криворотов, является недопущение или форсирование существующих реальных внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства [5].

Чтобы государству (региону, сфере деятельности, предприятию) обеспечить собственную экономическую безопасность, важно выделить действительные и возможные факторы, несущие дестабилизирующий характер и содержащие различные показания, представляющие собой возможные угрозы.

В действующей государственной Стратегии экономической безопасности РФ дано следующее определение внешних и внутренних угроз экономической безопасности России — это совокупность правил, которые несут опасность жизненно значимым экономическим интересам лиц, общества и государства.

Угрозы можно представить в качестве всякого рода дефицитов, кризисных ситуаций, катастроф и разрушительных обстоятельств. В рамках данного исследования угроза рассматривается, во-первых, как непосредственная опасность, требующая предохранительных операций, и, во-вторых — как незащищенность показателя обстоятельства безопасности, который подтверждает ее вероятную незащищенность.

Являясь подсистемой совокупности угроз государственной безопасности, угроза экономической безопасности представляет собой возможный риск, направленный на причинение урона как целиком народному хозяйству, так и его некоторым отдельным отраслям, а также государственной финансово-кредитной концепции. В таблице 1 представлены следующие разновидности угроз:

Таблица 1Классификация угроз экономической безопасности в России [3]

Виды угроз

Оценка

Коррупционные проявления во властных структурах

7,49

Спад производства в наукоемких отраслях

7,43

Быстро увеличивающийся уровень  преступности

6,31

Разрушение отечественных научных школ

5,60

Невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования

5,32

 

Таким образом, экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности и от нее зависит сохранность национальных экономических интересов, а также стабильное развитие экономики.

В России вопрос экономической безопасности стал актуальным в связи с переходом от административно-хозяйственной экономике к рыночной.

Толчком к исследованию в области экономической безопасности страны стали быстро распространяющиеся кризисные явления, сопровождавшие реформирование национальной экономики. Экономические угрозы, проявляясь на различных степенях системы, имеют, аналогично экономической безопасности в целом, единый характер.

  

Список использованной литературы

 

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». // Собрание законодательства РФ. — 15.05.2017. — № 20. — Ст. 2902.
  2. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Доступ из информационно- правовой системы ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/106503/ (утратил силу)
  3. Дикунов С.А. Дикунова МС. Актуальные тенденции развития военной безопасности России в современных условиях. Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. — 2016. — №2 (38). — С. 27.
  4. Завидов Н.Г. Обеспечение экономической безопасности военной организации государства в компетенции военной прокуратуры и контрольно-ревизионных органов // Электронное научное издание: «Военное право». Выпуск № 1-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.voennoepravo.ru /node/4660 (дата обращения 16.04.2020).
  5. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. — М.: ЮНИТИ, 2015. — С. 156.
  6. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Синергетический подход в моделировании социально- экономических процессов // Синергетика в естественных науках. Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. — Тверь. — 2008. — С. 245.
  7. Цыганов С.И. Понятие «экономическая безопасность». [Электронный ресурс]. URL: http://bmpravo.ru (дата обращения 16.04.2020).