АКЦИОНИРОВАНИЕ ФГУПОВ В РОССИИ, КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

21 мая 5:42

Современные условия экономики Российской Федерации требуют проведение реформ по стимулированию трансформации отечественной системы хозяйствующих субъектов, которые переживают низкую степень качества конкурентной политики. Одной из причин таких проблем – это наличие высокой доли государственного сектора в структуре национальной экономической системы.

         С целью решения данной проблемы, перед государством стоит следующая задача: снизить объем государственного (федерального) имущества в общей структуре отечественной экономики, что возможно благодаря процессам приватизации, в частности федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).

         Актуальность научного исследования на тематику «акционирование ФГУПов в России, как механизм решения проблемы управления государственным сектором экономики» заключается в том, что именно процесс приватизации благодаря эмиссии ценных бумаг права собственности унитарных предприятий может позволить снизить объем доли государства в структуре национальной экономики.

         Целью научной статьи выступает анализ целевых функций и задач при проведении акционирования ФГУПов в России, а также определение ключевых препятствий, тормозящих возможность реализации данной стратегии развития государственного сектора экономики.

Преобразование соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в акционерные общества соответствует основным направлениям государственной политики в сфере управления государственным имуществом, предусматривающим поэтапный отказ от использования института унитарных предприятий [1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под государственными унитарными предприятиями понимаются предприятия, образованные на базе имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации соответственно [2].

Особенностями ФГУПов выступают следующие характеристики [3]:

— собственником имущества всегда выступает государство или муниципальные образования;

— собственник имущества предоставляет его в права пользования для проведения хозяйствующей деятельности;

— собственник имущества определяет миссию, цели, задачи и стратегию развития, а также характер хозяйствующей деятельности унитарного предприятия;

— хозяйственная самостоятельность унитарного предприятия ограничена установленным уставом.

В виду современных тенденций развития государственного сектора экономики России, ключевой целевой функцией ФГУПов выступает их акционирование путем приватизации. При этом, основными причинами отказа государства от управления унитарными предприятиями выступают следующие особенности данной организационно-правовой формы хозяйствующей деятельности:

— низкий уровень прозрачности хозяйствующих и финансовых операций унитарных предприятий, что снижает уровень инвестиционной привлекательности и оценки кредитоспособности;

— наличие в рамках организации управления и контроля за унитарными предприятиями сложной бюрократической системы, что снижает уровень эффективности разработки и принятия управленческих решений;

— отсутствие разработок корпоративной структуры управления унитарными предприятиями;

— архаичность и несоответствия в правовом поле, касаемо функционирования федеральных унитарных предприятий.

Однако, на сегодняшний день, возникает вопрос об необходимости акционирования ФГУПов, когда те приносят доходы в государственный бюджет. И именно данный момент, как правило, и выступает одним из барьеров реализации реформы приватизации в России.

С другой стороны, динамика доходов государства от приватизации государственной собственности, включая унитарных предприятий демонстрирует минимальные значения, виной чему влияние различных проблем и трудностей процесс акционирования ФГУПов.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3559-1.PNG

Рисунок 1 – Динамика структуры доходов федерального бюджета имущественного характера из различных источников в период 2012-2018 гг., в млрд рублей [4].

Одной из причин такого низкого объема доходов государственного бюджета от приватизации путем акционирования ФГУПов различные препятствия, к которым, по мнению «Ведомостей» относятся следующие проблемы и трудности [5]:

— препятствие проведению инвентаризации имущества и обязательств;

— препятствие проведению инвентаризации научно-технической деятельности;

— препятствия проведению оформлению прав имущества на недвижимость и землю;

— отсутствие финансовых ресурсов для проведения оформления прав имущества;

— 15% ФГУПов находятся в процессе проведения ликвидации или банкротства, где многие направленны на злоупотребления и финансовые преступления по выводу активов;

— низкая рентабельность хозяйствующей деятельности унитарных предприятий, что снижает их уровень инвестиционной привлекательности (по факту такие коммерческие организации и такой бизнес никому не нужны);

— отсутствие у государства достоверной информации об имуществе ФГУПов и их финансово-хозяйствующей деятельности.

Таким образом, подводя итоги научного исследования стоит заключить следующее: современный период акционирования федеральных государственных унитарных предприятий не оправдывает целей и задач, которые поставлены в рамках реализации стратегии приватизации государственного сектора. Ключевой причиной такой неэффективности выступают различные проблемы, препятствующие процессу акционирования ФГУПов, что требует дальнейшего научного исследования на вопрос «характеристики ключевых трудностей и определению путей их решения».

 

Список литературы

  1. Алферов А.О. Определение целевых функций федеральных государственных унитарных предприятий // Имущественные отношения в РФ. 2016. №3 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-tselevyh-funktsiy-federalnyh-gosudarstvennyh-unitarnyh-predpriyatiy (дата обращения: 27.02.2020).
  2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ.
  3. Мартыненко Т.В. Тенденции управления унитарными предприятиями в РФ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-upravleniya-unitarnymi-predpriyatiyami-v-rf (дата обращения: 27.02.2020).
  4. Мальгинов Г.Н., Радыгин А.Д. Приватизационная программа 2017-2019 гг.: актуальные тенденции и перспективы реализации // Экономическое развитие России. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privatizatsionnaya-programma-2017-2019-gg-aktualnye-tendentsii-i-perspektivy-realizatsii (дата обращения: 27.02.2020).
  5. Папченкова М. Кто бойкотирует акционирование ФГУПов // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/10/608200-kto-boikotiruet-aktsionirovanie-fgupov (дата обращения: 27.02.2020).